БУШИНКАН: Джиу-Джитсу в Одессе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БУШИНКАН: Джиу-Джитсу в Одессе » Общие обсуждения » Искусство киай


Искусство киай

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

А что-нибудь типа такого у вас используется?

Искусство киай

Среди всех невооружённых боевых искусств искусство киай занимает уникальное положение: в этом искусстве поединок без оружия достигает своей кульминации и противник буквально с ног валится от целенаправленного выплеска энергии другого воина.

«Киай» включает в себя две части, первая это «ки» – «ум, воля», а вторая – «ай», являющаяся сокращённой формой глагола «авасу» – «объединять». Таким образом можно сделать вывод, что искусство киай – это искусство концентрации разума с определённой целью. В случае боевых искусств целью является поражение противника.

Как можно предположить, имея под собой такую сложнообъяснимую и обширную концепцию как «ки», искусство киай будет отличаться такой же расплывчатостью в плане теории. До нас дошли истории о воинах, которые владели искусством искажения действительности подчас лучше, нежели мечом или другим видом оружия. Личности, умеющие использовать вырабатываемую энергию в своих целях, часто использовали это умение для того, чтобы либо предотвратить схватку, либо победить в ней. Например, известен случай, когда один человек долго поджидал свою жертву в засаде, а когда настало время нападать, то он просто не смог сдвинуться с места – настолько сильным психологически оказался встречный взгляд «ничего не подозревающей жертвы».

Передавать энергию можно не только взглядом, но и голосом – именно голос как оружие лежит в основе искусства киай. Буси высших рангов должны были в обязательном порядке владеть этим видом боевого искусства, но со временем воинское умение отдельных буси стало столь высоко, что техника киай выделилась в отдельную ветвь будзюцу.

Происхождение искусства киай как правило связывается с образом человека, столкнувшегося со смертельной опасностью. А крик является одной из первых реакций на опасные явления и может быть просто непроизвольным. И даже такой непроизвольный крик иногда в состоянии заставить опасного врага оставить свои намерения и убраться подобру-поздорову – хотя бы потому, что на помощь жертве в случае подачи звукового сигнала вполне могла подоспеть помощь. Такая естественная защита вполне могла дать начало искусству киай.

Если обратить внимание на древние армии, то боевой клич способствовал, с одной стороны, поднятию боевого духа воинства, а с другой – устрашал врага, который мог обладать меньшим вокальным потенциалом. О таком эффекте знали и древние римляне, встречавшие врагов боевым кличем и какофонией музыкальных инструментов, и монгольские и мусульманские орды, чьи походы и завоевания вошли в историю.

На Востоке ценность крика как оружия никогда не была недооценённой: в Тибете и в особенности в Японии техника воздействия криком на противника была доведена до уровня искусства и использовалась самостоятельно как единственное оружие вне зависимости, одиночный был поединок или «стенка» шла на «стенку».

Собственно, крик обученного особым образом воина не шёл ни в какое сравнение с пусть и пугающим, но расплывчатым и неразборчивым криком толпы. Крик, который японский воин старался у себя выработать, был чем-то большим, нежели просто контролируемым вдохом и концентрированным выдохом. В крике такого воина сходились воедино физические и психические факторы, составляющие самую суть человека, и вся присутствующая в теле энергия выходила через тональность, вибрацию и высоту голоса. Собственно, от громкости голоса подчас ничего не зависело – качество звука являлось основной отличительной чертой искусства киай и это качество вырабатывалось путём полной концентрации личности на поставленной цели. Чтобы убить атакующего или хотя бы остановить его атаку с помощью крика требовались годы тренировок.

Те боевые кличи, придыхания и прочие звуки, издаваемые в настоящее время последователями боевых искусств, не имеют никакого отношения к искусству киай и по силе воздействия не стоят даже рядом с голосовым воздействием воинов древности. С другой стороны, нельзя дать однозначный ответ на вопрос, а существуют ли сейчас вообще школы, где искусство киай изучают и практикуют.

По материалам издания «Тайны древних цивилизаций. Самураи» / Ратти О., Уэстбрук А.; пер. с англ. Д. Воронина. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. ISBN 5-699-04611-9.

0

2

О действии звука на человека известно давно, взять хотя бы христианские молитвы или мантры. Любой звук, который воспринимается нашими органами слуха, в той или иной степени действует на нас на физическом и ментальном уровнях. Согласитесь, есть звуки, вызывающие у нас положительные эмоции, а есть те, которые вызывают в нас агрессию и т.д и т.п. Это можно объяснить тем, что мы состоим на 80 % из воды, а вода, как известно, меняет свою структуру под действием звука. Кроме того, когда человек кричит, в его организме интенсивно вырабатывается адреналин, а он в свою очередь вызывает повышение физической силы в несколько раз, это и позволяет "собрать всю энергию в кулак" и нанести сокрушительный удар сопернику. Но это только физиологическая сторона.

На самом деле, для того, чтобы киай исполнял своё предназначение, он должен нести в себе заншин - состояние боевого духа, способное подавить волю противника. Заншин проявляется абсолютно во всём, начиная со взгляда (ведь "Глаза - это зеркало души..."), положения и перемещения тела и заканчивая внешним видом. Только то, во что мы верим всем сердцем, способно быть максимально убедительным для окружающих, так и киай, если он исполнен боевого духа и внутренней уверенности, он способен остановить или хотя бы притормозить действия оппонента.

В Бушинкане, как в любой настоящей школе Джиу, уделяется большое внимание развитию заншина. Например, на аттестациях на более высокие степени одним из важных условий является как раз наличие этого состояния, а в соревновательной практике при спорной оценке спортсменов также оценивается заншин. Согласитесь, без внутренней организации и определённого внутреннего состояния киай не будет выполнять той задачи, для которой он выполняется. Это и происходит (как было написано выше)  с некоторыми мастерами боевых искусств, которые например при демонстрации техники тупо копируют манеру исполнения родоначальников, никак не показывая внутреннего состояния.

А сравнивать боевой клич воинов древности и современных, мне кажется, просто не имеет смысла, ведь образ жизни и внутренний мир человека, заншин которого закалён многочисленными битвами с постоянной угрозой смерти, в корне отличается от внутреннего мира современного человека, следующего путём воина...

Отредактировано Yamato Damishii (2010-01-10 17:44:29)

+1


Вы здесь » БУШИНКАН: Джиу-Джитсу в Одессе » Общие обсуждения » Искусство киай