Монгольская национальная борьба “Бух барильда”
Монгольская национальная борьба “Бух барильда” имеет свой ритуал, правила и специфические особенности: схватки не ограничиваются по времени, нет весовых категорий, побежденным считается тот, кто первым коснется земли, у каждого борца свой судья, после поединка побежденный должен пройти под поднятой рукой победителя (в знак того, что он признает свое поражение .
В Монголии крайне популярна национальная борьба “Бух барильда” . Огромное количество турниров проводится по всей Монголии чуть ли не ежедневно. Костюм у борцов специфический: сапоги, трусы и короткая жилетка с рукавами, но с открытой грудью. В народе ходит преданье, что в стародавние времена жилетка была обычная, т.е. как полагается с закрытой грудью. В стародавние времена собирались со всей степи батыры померяться силой и умением в борьбе. Слава о победителях разносилась в мгновение ока по всем стойбищам, о героях-борцах слагались песни, рассказы о их подвигах передавали из поколения в поколение...
Однажды появился в степи борец, непобедимый борец. Сильный и выносливый, молодой и красивый, батыр, одним словом. В борьбе ему не было равных. Побеждал он всякого, кто делал ему вызов. Так были повержены все сильнейшие. Множество историй о его борьбе рассказывал народ, самые красивые девушки мечтали отдать ему сердце, и не только...
Моногольские мужчины ничем не отличались от мужчин по всему свету, не нравилось им, что появился такой вот «всем борцам борец». Непонятный он был для них. Всякий батыр после победы и погулять мог, выпить там, песни попеть, с девушками повеселиться, а этот нет, победит всех и в степь. Не порядок...
Как там дело было, — уж не помнит ни кто, но выяснилось, что бытыр этот, вовсе и не батыр, а баба, в смысле, женщина! Что тут началось, даже говорить не надо.
Монгольские мужчины, они же настоящие мужчины и поэтому в мужские дела женщин не допускали ни под какими предлогами. А борьба — это чисто мужское дело... А тут такой позор! Что делать? Думали, думали, как себя от такого срама в будущем обезопасить, ничего не придумали.
Ну тут, как водится, дедок, весь седой и умудрённый жизнью, говорит: «А надо, други, вот что сделать. Бороться теперь будем в трусах, да в куртке с открытой грудью, чтоб ни одна ба... прошу прощения, женщина в мужские дела не совалась.»
С тех времён уж много воды утекло. Всё изменилось, переменилось. Женщины сейчас не таясь выходят на ковёр, татами и ринг, но вот монгольская борьба “Бух барильда” так пока и остаётся чисто мужским делом.
Посему, рекомендую видео.
http://www.youtube.com/watch?v=0wB6WISba5M
Боке - монгольская борьба
Хорошо известно, что кочевые народы Центральной Азии были прекрасными воинами и борцами, включая женщин. Во время длительных военных кампаний женщины брали на себя заботу о домах и родных местах, и им приходилось уметь сражаться, с оружием и без него.
Венецианский купец Марко Поло рассказывал о монгольской пронцессе Ай-Ярук ("яркая луна"), которая отказывалась выйти замуж, пока она не встретит мужчину, способного одолеть ее в борьбе. Вероятно, Марко Поло во время своего путешествия не раз видел борьбу монголок. Монгольская борьба - это борьба в куртках, и главная цель ее участников - повысить свою репутацию и/или получить приз. Принцесса Ай-Ярук, например, выиграла тысячи лошадей после своих победоносных схваток с неудачливыми претендентами.
Боке - монгольская борьба (клуб женских единоборств) - ссылка
Поляницы
"Поляницы (поляничищи удалыя), женщины-богатырши – постоянные персонажи русского эпоса. С поляницей Латыгоркой (Златыгоркой, бабой Горынинкой) бьется Илья Муромец, а через многие годы встречается со своим «неузнанным» сыном или же, как в данном варианте, со своей «неузнанной» дочерью от этой Златыгорки; поляница – жена Добрыни Никитича, с которой он знакомится тоже в бою; с поляницей бьется и на полянице женится Дунай Иванович, а в одном из уникальных вариантов былины - «Про Илью Муромца и Тугарина» поляница Савишна – жена Ильи Муромца, переодевшись в его платье богатырское, спасает Киев от Тугарина (См.: Былины и песни Южной Сибири. Собрание С.И. Гуляева. Новосибирск, 1952, № 6).
Одна из трактовок образа былинных поляниц принадлежит Д.М. Балашову. «Поляницы преудалые русского эпоса,– замечает он, – чрезвычайно оригинальны. Это – степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем,– жены богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц – «поляницы» – славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представление о поляницах утвердилось в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова «богатырь». Когда же появилось слово «богатырь», название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытования они уже исчезли»."
Русские - Сказки, мифы, легенды, былины, эпос - Фолкпортал - ссылка
"Героини самых известных русских волшебных сказок — Марья Моревна, Синеглазка, Царь-Девица — это женщины-богатырши. Помимо обязательной для героини красоты, они обладают недюжинной физической силой (что в обычной — не только русской, но и мировой сказочной традиции — непременно мужской атрибут). О том, как они обрели эту восхитительную физическую крепость, в сказках ничего не говорится, однако с трудом верится в то, что эти девушки-богатырши были в детстве безропотными и кроткими послушницами, вроде Хаврошечки и Настеньки.
Повзрослев, Марья Моревна, Синеглазка, Царь-Девица объявляют о готовности быть наравне с мужчинами в их внедомашней и внесемейной деятельности. Домом для таких женщин становится Мир, который они обустраивают и которым они управляют. И такое их нестандартное поведение почему-то не осуждается, а рисуется сказкой чем-то притягательным, без чего простачкам-иванушкам прямо-таки не выжить.
Вот, к примеру, Марья Моревна — сообщает сказка — крепко приворожила Иван-царевича именно силой, способностью «побить войско». В сказке о Синеглазке Баба-Яга упрашивает Ивана не искать богатырши, в саду у которой растут молодильные яблоки и течет живая вода, но любопытство героя — сильнее опасности («Захотелось ему увидеть сильную, могучую богатырку…») В сказке о Синеглазке герой оказывается побежденным богатыршей, но когда он просит ее о пощаде (так как она собирается убить его) — то в конце концов становится ее законным супругом. Таким образом, героине не возбраняется… самой предлагать себя для любовных отношений. Скажем, в сказке «Поди туда…» невеста говорит Федоту: «Умел ты меня достать — умей и жить со мною! Ты мне будешь нареченный муж, а я тебе — богоданная жена».
В уже известной нам сказке о Марье Моревне она же сама и говорит Ивану-царевичу: «Коли дело не к спеху — будь моим гостем…» Сказка комментирует: «Иван-царевич тому и рад… После двух брачных ночей полюбился он Марье Моревне и женился на ней…» Как не споткнуться тут взглядом о строчку: он ей полюбился — а потому и женился. В «обычной»-то сказке надо-бы по-другому: он ее полюбил и потому женился… А здесь — прямо матриархат!
После описанных удивительных событий в домах у богатырок происходит полная смена гендерных ролей: новобрачный становится домохозяином при жене, которую более интересуют события вне дома.
Как часто русская сказка являет нам примеры смены гендерных ролей? Можно сказать, что сплошь и рядом. Не только женщины-богатырки бьются с ратями и стреляют, не хуже мужчин, но и мужчины умеют выполнить обычные женские обязанности. Солдат из «Каши из топора» умеет сварить наваристую кашу, Старик из сказки «Колобок» скребет по сусекам, замешивает тесто и изготовляет главного героя, Царь умеет укачать в люльке сына и спеть ему колыбельную, да еще какую нежную! . Однако вернемся к нашим богатыршам.
«Вздумалось королевне на войну собраться… Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает: «Везде ходи, за всем присматривай…» То есть жена идет на войну, а муж становится хранителем семейного очага.
Очень часто по ходу развития сюжета сказка предлагает своей героине некоторые «опасные ситуации» или же соперничество за право на счастье с другими сказочными персонажами. Предлагает — и дает ключ к победе в виде изначально заданной физической силы (то есть именно мужской, не женской характеристики): «Царь, отдай царевича, — просит Синеглазка отца своего избранника. — Не отдашь — все царство потопчу, пожгу, тебя в полон возьму» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). Отметим — у этой самой Синеглазки целая рота таких же богатырок, как она (как не вспомнить амазонок!): «Смотрит царевич — все войско из одних девиц наброно, та хороша, а та — еще лучше…».
Удивительные женщины изображены русской сказкой рядом со слабыми мужчинами! Марья Моревна — дочь моря (совсем как Афродита), Синеглазка — племянница богини мудрости, а Лягушка (жена Ивана-царевича) — та и вовсе сама Василиса Премудрая. Да, все эти женщины — волшебные, не реальные, идеальные. Но это-то и интересно: идеал женщины не только прекрасной, но и смелой, сильной, независимой, мудрой. Нам с вами до такого женского идеала далеко…"
про Марью Моревну - ссылка
"Если говорить о женских богатырских образах, то можно вспомнить известное полотно Н.К.Рериха «Настасья Микулична». На нём изображена богатырша-великанша, с которой сравниться может разве только древнерусский великан Святогор. Как рассказывают легенды, Настасья Микулична была так могуча, что сам Илья Муромец не мог с ней справиться. Как известно, эта картина символизирует Россию Азиатскую, но посмотрим на неё с другой точки зрения — насколько часто женские образы встречаются в легендах о богатырях.
Оказывается, в русском былинном героическом эпосе есть немало женщин-богатырш. «Поляничищи удалыя» —так их называли (от слова «поляне» — древнее восточнославянское племя). Это степные наездницы, которые меряются силой с богатырями, а также совершают подвиги в битвах с иноплеменными завоевателями. Среди них Богатырша-поляница Златыгорка (Латыгорка), которая билась с Ильёй Муромцем; Настасья-королевична, которая билась с богатырём Дунаем Ивановичем. Поляница Савишна, жена Ильи Муромца, переодевшись в его платье богатырское, спасла Киев от злого Тугарина. Известно ещё немало женщин, чьи имена в героическом эпосе стоят рядом с именами знаменитых богатырей."
Настасья Микулична, Рерих Н. 1943
Так что из рассмотренных материалов видно, что женщина в БИ - лицо совсем не постороннее, а, можно даже сказать, традиционно и исторически оправданное.
И, как бы мужчины нас из БИ не вытесняли (см. пример могольской борьбы), мы всё равно найдём, как нам утвердиться и не быть "с боку припёку".
так что, что бы и кто бы там не говорил, а женские БИ имеют глубокие культурно-исторические корни.
))
(ПРИМЕЧАНИЕ: данное исследование провела не я, нашла просто где-то. теперь представляю вашему вниманию. исследование показалось мне любопытным)