БУШИНКАН: Джиу-Джитсу в Одессе

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » БУШИНКАН: Джиу-Джитсу в Одессе » Общие обсуждения » Воспитание ребенка


Воспитание ребенка

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Воспитание ребенка

Введение

Эмоции - довольно кривое зеркало, отражающее не столько свойства объективного мира как он есть, сколько пристрастность отношения к миру для меня. В этой пристрастности реализуется функция регуляции, побуждения и смыслообразования, происходит презентация эмоциями мотивов и потребностей Человека. Подобная связь позволяет сформировать репертуар способов овладения, ведь если эмоциями невозможно управлять прямо, то это можно делать опосредствованно - через объект, потребность, знак и пр. Первично субъект неотделим от переживаемого аффекта (Я-чувство), однако в ходе онтогенетической социализации происходит последовательная транспозиция аффективной составляющей: сначала "обособление", "отчуждение" самой эмоциональности посредством ее выделения в качестве объекта (Я испытываю чувство), затем, через формирование орудий управления эмоцией, - в качестве субъекта переживания (Я владею чувствами) и, наконец, на этапе постпроизвольности - новое слияние с чувством, но уже на уровне автоматизированной регуляции (Я чувствую). Расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство, точнее говоря, вычленение чувства в качестве отдельного объекта, а не свойства внешнего мира "Я испытываю страх, удовольствие...", а не "Мир страшен, приятен...") - начальный момент управления этим чувством.

1. Женщина и Мужчина: два пути к одной цели

Женщины и мужчины - существа разные. И эта разница настолько существенна, что в отличие от любых других особенностей, по которым общество классифицируют отдельных своих членов - национальность, религия, политические убеждения, социальное положение, видна невооруженным глазом. Тем не менее, для подавляющего большинства и женщин и мужчин смысл и цель жизни сводятся к простым, но не всегда достижимым понятиям: безопасность, достаток, гармония в семье, - то, что обычно называется нормальной (счастливой) жизнью. Возможно, что когда-то мужчины и женщины шли к достижению этой цели одним путем, но вот уже несколько тысячелетий пути эти - разные.

Трудно определить, как и когда их дороги разошлись, почему половина человечества, определившая себя “сильной”, избирала и продолжает избирать в ряде случаев путь экспансии, направленной на “слабую” половину. Этому также способствовал расцвет новых религий, в которых женщинам отводится подчиненное место.

2. Эмоции в воспитании детей.

поговорить о 6-7-летних детях не как об учениках, а как о людях, вступающих в сложную пору своей жизни. Когда всех окружающих (и родителей, и учителей, и многих психологов) больше всего интересуют проблемы, связанные с твоим обучением, школьными нагрузками, и они не замечают главной сложности твоего возраста - а ты тем временем взрослеешь и незаметно уходишь из-под маминого крыла.Иногда мамы так говорят про детей этого возраста: "Он был таким милым, открытым, нежным... А теперь все делает как большой - просто так не приласкается, ждет, что за это ему будет, какая реакция у мамы".

Конечно, сын или дочь не стали меньше любить маму. Просто у детей в этом возрасте развивается та составляющая психики, которая отвечает за соблюдение общественных норм, принятие социальных ролей - за то, что психологи называют социализацией. Ребенок усваивает, что есть он сам по себе - настоящий, но в обществе он может быть совсем другим, и в разных условиях вести себя можно (и нужно!) по-разному. Еще - что мир не черно-белый и не постоянный, он все время меняется: люди все разные, у них меняется настроение, они могут быть хорошими или плохими, и иногда это зависит от его поведения, а иногда - нет. В общем, прежде стабильный мир распадается, отношения усложняются. Для ребенка это источник стресса. Важно, чтобы мама понимала: этот стресс нормален, он обязательно должен сопровождать развитие, но от родителей зависит, пойдет ли он ребенку на пользу или приведет к трудностям школьной адаптации. Итак, на что же надо обратить внимание?

Уже начиная с 5-6 лет мы часто наблюдаем у детей регресс к эмоциональности и поведению маленького ребенка (а мамы воспринимает это как капризы, упрямство), попытки вранья и притворства (ничего удивительного: ребенок учится адаптироваться, примеряет на себя новые умения и роли). Он естественно становится менее непосредственным, бывает, что у него назойливость перемежается с замкнутостью. Трудно общаться с таким "непонятным" малышом, и мама часто просто "оставляет ребенка в покое" - положа руку на сердце, ее устраивает, что он требует меньше внимания, способен сам занять себя. Но как следствие - малыш еще больше отдаляется от родителей.

В этом возрасте у мамы еще есть шанс "разговорить" ребенка - самой проговаривать все переживания, проблемы и ситуации и его тоже научить этому. А если она по дороге домой ограничивается вопросами: "Как дела, что было в саду?", что ребенок может ей ответить? Для него - все было. Да для него один день - как для нас год. Он говорит: "Все нормально" (или что-то в том же духе). И мама вполне удовлетворенная дальше идет молча (а дома три часа говорит по телефону).

В результате такого поведения родителей дети теряют ключ к своей эмоциональности - они не могут ни выразить переживание, ни контролировать и осознавать его. Потому что не умеют использовать речь для выражения своих чувств, всерьез полагают, что слова нужны лишь для манипулирования другими людьми - дай, принеси, отстань.

Дети, не умеющие выражать свои переживания и делиться ими с близкими, чаще болеют, хуже себя ведут: и болезни, и капризы становятся способами показать окружающим, что ребенку плохо. А проходит несколько лет, и к психологу приходит мама подростка: "Он со мной не разговаривает, на все отвечает "нормально". Я не знаю, что его тревожит, о чем он думает".

Когда ребенок выходит во внешний мир (конечно, выход в мир начинается раньше 6 лет, но в этом возрасте социализация делается главной темой развития ребенка), своеобразные эмоциональные "якоря", которые удерживают его в жизни, меняются. До сих пор такими опорами были физическая забота и уход матери, а для ощущения собственной ценности было довольно чувствовать, что "меня любят и мне комфортно".

Теперь опорой, якорем для ребенка постепенно становятся любовь и дружба. Ему важно разделять свои тревоги, страхи, неуверенность, надежды с другими людьми, а ощущение собственной ценности складывается теперь из следующего: "Я кое-что значу в этом мире: я могу быть среди людей и сохранять свое Я".

В подростковый период происходят изменения в самых различных сферах психики ребенка. Выдающиеся отечественные психологи Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович отмечают, что одним из главных новообразований данного возраста является развитие самосознания ребенка. В подростковом возрасте учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Поиски ответа на вопрос "Кто я?" приводят подростка к ведению дневника, сочинению стихов, появлению новых, более широких интересов и личных увлечений, а также к возникновению трудностей в общении со взрослыми. Как подчеркивает Д.Б.Эльконин, самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, а уже потом оно подкрепляется физическими изменениями. Л.И.Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии ребенка появляется стремление занять более самостоятельную, более взрослую позицию в жизни: "В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру, к самому себе, и развиваются процессы самосознания и самоопределения, в конечном итоге приводящие к той жизненной позиции, с которой школьник начинает сою самостоятельную жизнь". Данное положение перекликается с мыслью Ж.Пиаже о том, что в подростковом возрасте происходит бурное формирование личности ребенка, строится программа жизни. Л.С.Выготский подчеркивал, что развитие самосознания как никакая другая сторона душевной жизни зависит от культурного содержания среды, где живет ребенок. Таким образом, стремление к самопознанию, определению своих жизненных позиций - одна из самых характерных черт подросткового возраста

0

2

3. Психофизиологические особенности мужчин и женщин

Психоаналитическая теория основную роль в половой дифференциации приписывает биологическим факторам, признавая, что мужская и женская поведенческие модели существенно отличаются друг от друга. Мужчинам присущи активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творчеству, рассудительность, женщинам - пассивность, зависимость, конформность, нерешительность, эмоциональность, уравновешенность. Половые различия возникают и в развитии Суперэго. З.Фрейд полагал, что голос совести является мужским голосом, возникающим из отождествления с отцом. Организация Суперэго женщины ниже, чем у мужчины, из-за различной связи между комплексом кастрации, "Эдиповым комплексом" у мальчиков и девочек. Мальчики отождествляют себя с отцом, девочки это делают в редких случаях. Карен Хорни считает, что "Эдипов комплекс" у женщин вызывает регрессию к зависти пенису. Мальчики из-за страха кастрации отказываются от матери в качестве сексуального объекта, но как реакция на страх кастрации мужская роль в дальнейшем развитии усиливается и закрепляется. Девочки не только отказываются от отца как сексуального объекта, но и от женской роли как таковой.
К.Хорни полагала, что зависть мужчинам, неудовлетворенность своей ролью проявляется у многих женщин. Это приводит к формированию "комплекса маскулинности", который помогает им справляться с чувством вины и тревоги. В дальнейшем она рассматривала и зависть, и неудовлетворенность как следствие преимущественного положения мужчин в современном обществе и влияние социального окружения.

Представление о неполноценности женской роли, считал А.Адлер, может вызвать стремление к сверхмужским целям. Это перекликается с точкой зрения Джонса, согласно которой женщины часто развивают идею, что мужчины не одобряют женственность. Поэтому отождествление девочки с отцом при попытках избежать разлуки и отвержения часто приводит к включению мужских и умалению женских идеалов. Желание обесценить женщину, по мнению К.Хорни, возникает у мужчины вследствие того, что он испытывает бессознательную зависть к ней из-за своей относительно малой роли в прокреации. У К.Хорни сложилось впечатление о том, что мужчины имеют сильнейшую зависть к беременности, деторождению и материнству, к женской груди и кормлению грудью. В этом рационализированном виде проявляется бессознательная мужская тенденция к обесцениванию женщины [4]. Но его зависть к женщине - одна из основных движущих сил в формировании культурных ценностей. Невероятную силу импульса мужчины к творчеству в любой области, по мнению К.Хорни, можно объяснить ощущением им относительной незначительности собственной роли в сотворении живого существа.
В психодинамическом направлении существуют разные точки зрения на начальную стадию половой идентификации. Признается в качестве изначальной как мужская ориентация для детей обоего пола (фаллоцентрическая концепция), так и женская (гиноцентрическая концепция).

Сторонники "новой психологии" вслед за С.Бем утверждают, что человек, обладающий только традиционно типичными для того или иного пола чертами, обречен на неуспех в реальной жизни. Андрогиния, предполагающая сочетание мужских и женских психологических качеств в одном индивиде, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Андрогенный тип оказался не только самым успешным, но и самым распространенным. Согласно теории социальных ожиданий, поведение человека определяется не только биологическим (хромосомным, гормональным), врожденным полом, но во многом и полом психологическим, социальным, который усваивается прижизненно под влиянием поло-ролевых и социальных ожиданий.

Теория социального научения при рассмотрении формирования психического пола и поло-ролевых стереотипов исходит из принципа обусловливания, т.е. подражания ребенка моделям поведения родителей и подкрепления ими его соответствующего поведения. Теория когнитивного развития (Л.Колберг) главным в половой социализации признает познавательную информацию, которую ребенок получает от взрослого, и понимание им своей половой принадлежности.
Большое влияние на поло-ролевое поведение оказывают и воспитательные цели общества. В США цели воспитания носят явно маскулинный характер, так как поощряется независимость и самостоятельность, что ведет к формированию у женщины таких традиционно мужских качеств, как конкурентность, сверхактивность, доминирование. В СССР поощрялись явно фемининные качества: ориентация на других, аффилиативные и экспрессивные тенденции. На маскулинные и фемининные ориентации оказывает влияние вид профессиональной деятельности. "Мужская работа" (служба в армии, полиции и т.п.) усиливает маскулинную ориентацию женщин, как и работа вообще, "женская работа" способствует фемининной ориентации мужчин.

Отмеченные ориентации находятся и под воздействием воспитания в семье. На формирование психологического пола ребенка оказывают влияние братья и сестры, порядок его рождения: старшие дети в семье чаще становятся лидерами, и у сверстников, у старших дочерей может проявляться агрессивность, враждебность, стремление к контролю.

Психологический пол испытывает зависимость и от индивидуальных особенностей личности, характера, темперамента, способностей, развития эмоционально-волевой сферы, функциональной асимметрии мозга, интеллекта.
Таким образом, содержание мужской и женской парадигмы пола имеет не только биологическую, но и психологическую обусловленность.

4. Взгляды на эмоциональность как особенность человека с позиции психологии.

Эмоциональность, являющаяся одной из важнейших характеристик человека, оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности. В связи с этим выявление и анализ особенностей эмоциональности представляется весьма актуальным как для более детального понимания специфики развития человека вообще, так и для эффективности осуществления образовательного процесса в частности.

Эмоциональность как свойство человека упоминалась еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. В конце XIX века П. Малапер (P. Malapert, 1897) выделял особый тип эмоциональных людей наряду с апатичными и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма (G. Heymans, E. Wiersma, 1908, 1909) выделяли три главных фактора личности: эмоциональность, активность и реактивность. Об эмоциональности они судили по тому, как близко к сердцу принимает человек пустяки, восторгается он или плачет по незначительному поводу.

    Если обратиться к эмоциональности непосредственно, то в зарубежной психологии первоначально она чаще всего понималась как эмоциональная возбудимость (отзывчивость человека на эмоциогенные ситуации) и реактивность. П. Фресс, например, дал следующее определение эмоциональности: "эмоциональность как черта личности - это чувствительность к эмоциогенным ситуациям" (1975, с. 181). Эмоциональность, отмечает П. Фресс, употребляется как синоним гиперэмоциональности, т. е. как проявление более частых и более сильных эмоциональных реакций, чем это в среднем свойственно людям. Эмоциональность как качественную характеристику гиперэмоциональности рассматривает и Г. Крейг (2000). Для нее эмоциональность - это склонность легко поддаваться страху и гневу. В целом, по мнению А. Ребера (A. Reber, 1995), в современной зарубежной психологии эмоциональность трактуется в терминах актов поведения, которые можно наблюдать и которые теоретически связаны с лежащей в их основе эмоцией, т. е. эмоциональность является поведенческим проявлением, которое считается основным компонентом при оценке испытываемой эмоции. В отечественной психологии исследование эмоциональности было начато по предложению Б. М. Теплова в 1964 году. Б. М. Теплов ставил цель выявить наиболее "сензитивные" к эмоциональному воздействию физиологические показатели и раскрыть характер соотношения между индивидуальным своеобразием физиологических сдвигов при эмоциональных состояниях и некоторыми свойствами нервной системы. Работа, по существу, была направлена на исследование физиологической детерминанты эмоциональных состояний, но ее результаты дали принципиальный толчок для исследования эмоциональности и с точки зрения психологии. Определенным итогом явилось данное В.Д. Небылицыным (1976), учеником Б.М. Теплова, развернутое определение эмоциональности как обширного комплекса свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений.

    В качестве основных характеристик эмоциональности он выделяет впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость человека, чуткость его к эмоциогенным воздействиям. Импульсивность В.Д. Небылицын понимает как быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью он понимает быстроту, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

    Положения, высказанные В.Д. Небылицыным, в конкретных исследованиях начала воплощать А.Е. Ольшанникова со своими учениками. Прежде всего, в основу эмоциональности она положила знак и модальность эмоций. Основываясь на физиологических данных, она первоначально выделила три основные эмоции: удовольствие-радость, гнев и страх. Позднее, в качестве самостоятельной эмоции к этой триаде добавилась печаль. В работе "Психология. Словарь" (1990) А.Е. Ольшанникова рассматривает эмоциональность значительно шире, как свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для человека. Качественные свойства эмоциональности характеризую отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности А. Е. Ольшанникова относит особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения (экспрессию).

Как показывает предыдущий обзор, в отечественной психологии эмоциональность трактуется несколько шире, нежели в зарубежной, в которой эмоциональность рассматривается только со стороны ее динамической характеристики.

Другой отличительной чертой отечественной психологии в плане изучения эмоциональности является то, что были предприняты небезуспешные попытки выявить то, как эмоциональность влияет на особенности поведения, на эффективность общения и на другие виды практической деятельности. Например, О. П. Санникова (1982) показала, что широкий круг общения, большая активность общения в сочетании с ее недолговременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками, а узкий круг общения, малая активность общения на фоне устойчивых отношений - для лиц со склонностью к переживанию отрицательных эмоций. М. В. Депенчук (2000) выявлено, что лица с высокой эмоциональностью хуже адаптируются в новой социокультурной среде. А. И. Палеем обнаружена связь между качественными особенностями эмоциональности, ее модальной структурой и когнитивным стилем деятельности.

    В последние годы интерес к проблеме эмоциональности в отечественной психологии после некоторого спада вновь возрастает. Так, Е. П. Ильиным и его учениками ведутся исследования в области половозрастных особенностей эмоциональности, учета ее специфики в образовательном процессе и т. д. И несомненно, что дальнейшее изучение эмоциональности как важной характеристики человека на сегодняшний день актуально как в нашей стране, так и за рубежом

5. Психология "женщина+мужчина".

Каждый человек уникален и неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Но при всем людском многообразии есть различия, которые сразу бросаются в глаза - различия между мужчиной и женщиной. И они не только во внешних отличительных признаках пола. Оказывается, одноименные внутренние органы у мужчин и женщин действуют несколько по-разному, у них различная интенсивность обмена веществ, частота дыхания и сердечных сокращений, состав крови и т.д.

Чтобы обосновать и конкретизировать утверждение, вынесенное в заголовок, приведем сравнительные данные многочисленных исследований, касающихся различий мужчины и женщины. Это будут особенности восприятия, логики и интуиции, темперамента, нервной системы, наблюдательности, приспособляемости, взаимоотношения с окружающими, интересов, оценок, физических параметров, организации мышления, активности, энергетики работы и предпринимательства и многого другого, в чем мужчины и женщины существенно различаются.

Сразу оговоримся, что речь пойдет о неких "средних" "типичных" мужчине и женщине. Разнообразие тех и других таково, что найдутся женщины, у которых мужских черт больше, чем у иного мужчины. Найдутся и мужчины, обладающие большими "женскими" качествами, нежели некая женщина. Но это исключения, которые, как принято говорить, лишь подтверждают наличие правила. Поэтому всюду в дальнейшем под словом "мужчина" или "женщина" мы будем понимать некоего "типичного" представителя своего пола.

              Более развиты:

У мужчин
У женщин
 
логика
интуиция
 
обобщение
анализ
 
восприятие в целом
внимание к деталям
 
склонность к абстракциям
конкретика
 
романтизм
практицизм
 
ориентация в пространстве и времени
ловкость и чуткость рук
 
техническая направленность
гуманитарная направленность
 
мотив достижения успеха
мотив отношения с окружающими
 
стремление к лидерству
умение подчиняться
 
склонность к новаторству
следование правилам
 
желание быть первым у женщины
желание быть единственной и неповторимой
 

По сравнению с женщиной мужчина более
По сравнению с мужчиной женщина более

 
рационален
чувствительна
 
тверд
гибка
 
сдержан
эмоциональна
 
суров
отзывчива
 
решителен, склонен к риску
осторожна
 
уверен в себе
тревожна
 
агрессивен
сострадательна
 
предприимчив
исполнительна
 
активен
старательна
 
индивидуалист
коллективистка
 
замкнут
общительна
 
молчалив
разговорчива
 

Еще раз подчеркнем, что речь идет о "средних" мужчине и женщине.

     В восприятии мужчины главное место занимает то, что он видит. У женщины большая часть впечатлений связана с восприятием речи. Не случайны высказывания, что "мужчина любит глазами, а женщина - ушами".

       По быстроте восприятия и душевной подвижности женщина заметно превосходит мужчину. Женщины, например, читают быстрее, чем мужчины, и лучше, с большими деталями излагают прочитанное. Считают они обычно быстрее мужчин, лучше запоминают.

     Мужчина схватывает и оценивает ситуацию в целом, женщина, скорее, фиксирует свое внимание на мелочах.

       Интересно понаблюдать, как, например, мужчины и женщины решают вопрос о приобретении книги. Мужчины (в большинстве) обязательно посмотрят оглавление. Женщины же, как правило, откроют несколько страниц и посмотрят, что там. Впечатление от этих страничек и определит ее выбор - купить или нет.

       В силу интереса к мелочам женщина значительно наблюдательнее мужчины, и это служит источником знаменитой женской интуиции. Аргумент "я чувствую, что это так" - из женского арсенала.

       Это чутье в большинстве случаев не подводит женщину. Если она говорит "я чувствую, что у него кто-то есть" (имея в виду соперницу) - в 90% случаев она права, хотя и не может привести никаких аргументов в доказательство этого прискорбного обстоятельства. Еще Р. Киименг отмечал: "Женская догадка обладает большей точностью, чем мужская уверенность ".

       Повышенное внимание женщин к деталям и мелочам приводит подчас к тому, что, будучи увлечена мелочами, она не замечает главного.

       Однако тестирование показывает, что процент женских попаданий "в яблочко" не меньше, чем процент мужских при скрупулезном логическом анализе. А вот выигрыш во времени и в усилиях - очевиден.

Большая наблюдательность характерна для женщины в обыденной ситуации. В ситуации же стресса, опасности женщина скорее "теряет голову", а вместе с этим и наблюдательность.

       У мужчин в ситуации опасности наблюдательность обостряется.

       Женщины быстрее и легче могут понять человека по мимике, жесту, взгляду, в чем и кроется секрет их тонкой интуиции. В результате мужчине очень трудно обмануть женщину. Женщина же обманет мужчину с большей легкостью. Представителей сильного пола, считающих, что им удается обмануть свою "половину", хотим разочаровать: из того, что она не говорит о своих подозрениях, не следует, что их у нее нет. Очень часто женщина помалкивает, ибо боится обострения отношений.

Наблюдения психологов свидетельствуют, что у мужчин чаще встречается преобладание холерических черт темперамента. Именно для них характерно отчетливое проявление волевых реакций, напористости, энергичности, нетерпеливости. Мужчина обычно характеризуется большей внешней агрессивностью, большей настойчивостью, способностью противостоять грубому напору. Поэтому-то холерический темперамент можно рассматривать в качестве "мужского темперамента".

       Женской природе больше соответствует сангвинический и меланхолический темпераменты. Для женщин характерны подвижность, бурное проявление чувств, быстрая перемена настроения. Женщина бывает агрессивна, как правило, только если она несчастна.

       Мужская решительность и склонность к риску хорошо дополняются женской осторожностью, мужская резкость - женской мягкостью, мужское пренебрежение к деталям быта - повышенными эстетическими требованиями женщины.

       Мужчины любят, когда им удается проявить волю, выносливость, силу и другие "силовые качества" или же чисто интеллектуальные способности, тогда как женщины тяготеют к гуманитарной сфере, к тому, что касается человека и его внутреннего мира.

      Женщины обычно намного эмоциональнее мужчин. У мужчин принято сдерживать свои эмоции, требовать этого от женщины бессмысленно. Перепады женского настроения огромны. "Любящая женщина - ангел на земле" - говорит одна из пословиц, "Перед злой женой сатана - младенец непорочный! " - гласит другая.

       Женщины острее реагируют на поощрения и наказания, болезненнее реагируют на конфликты и неприятности на работе и дома. Женщина смеется, когда может, и плачет, когда хочет.

       У женщин более личное отношение к событиям.

       В силу всего этого у женщин довольно сильно развито воображение, фантазия, в результате которых иногда возникают такие замыслы, что мужчина только за голову возьмется, услышав очередной домысел.

       Зато женские фантазии очень помогают им в рекламном деле, где наличие фантазии помогает находить оригинальные решения.

       Женщины чаще меняют выражение лица и могут отразить несколько десятков различных чувств, в то время как у мужчин, как правило, можно распознать только два: отвращение и равнодушие. У женщин особую подвижность проявляют складки в углах губ.

              Нервная система женщин менее устойчива. Поэтому женщина быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому.

       Ее способность к мгновенному психическому перевоплощению превосходит способность мужчины.

       Совокупность всех указанных особенностей приводит в итоге к тому, что женщины лучше приспособляются к изменяющимся обстоятельствам.

      И женщины и мужчины любят друг в друге себя: она - потому, что он ее любит, он - потому, что она дает ему наслаждение в сексе.

       Прежде чем провести с мужчиной ночь, женщина хочет понять, любит ли она его. А мужчина может понять, любит ли он женщину, после того как провел с ней ночь.

       И все это потому, что для женщины цель - любовь, а секс - это средство. Для мужчины наоборот: цель - секс, а любовь - средство.

       Женщина хочет многого, но от одного мужчины. Мужчина хочет одного, но от многих женщин.

       Женщине легче влюбиться, чем признаться в любви. А мужчине - легче признаться, чем влюбиться.

       "Мужчины любят обыкновенно тех женщин, которых уважают; женщины уважают только мужчин, которых любят" (В. О. Клочевский).

              Женщины превосходят мужчин в ловкости, скорости восприятия, реакции, скорости речи, чувствительности осязания, в координации движений. Мужчины превосходят женщин в координации движений, ориентации в пространстве.

       Женщины болеют примерно в два раза меньше мужчин, хотя беспокоятся о здоровье и жалуются на него значительно больше. Продолжительность жизни женщин на 7-15 лет больше, чем у мужчин (о причинах этого подробно рассказывается в последней главе книги).

       У женщин меньше уродств, реже встречается инфантилизм. Женщин-самоубийц в 3-4 раза меньше, чем мужчин, сведших счеты с жизнью.

       Женщины лучше мужчин переносят боль, а также монотонную, однообразную, неинтересную деятельность.

       У мужчин обычно лучше развит вестибулярный аппарат. В силу этого женщины обычно не любят ехать в общественном транспорте спиной вперед и потому стараются занять место лицом по ходу движения.

     Одно из наиболее широких исследований половых различий в чертах личности было проведено в Америке Терменом и Майлсом. Это исследование состояло из семи частей: ассоциативный эксперимент, чернильные пятна (по Роршаху), осведомленность, эмоциональные и этические установки, интересы, мнения и интровертные реакции.

       По данным этого исследования, которое проводилось над людьми разного возраста и разного служебного положения, получились ярко выраженные различия между мужчинами и женщинами. Так, мужчины более интересуются подвигами и приключениями, занятиями, связанными с физической нагрузкой, техникой, точными науками, изобретательством. Женщины более интересуются домашними делами, эстетикой, профессиями, в которых надо помогать слабым (детям, больным). Мужчины более самоуверенны, агрессивны, упрямы и смелы, более резки в манерах, речи и чувствах. Женщины более чутки, отзывчивы и застенчивы, более эмоциональны.

       Добавим к этому, что политикой больше интересуются мужчины.

Внимание к окружающим - одна из привлекательнейших черт истинной женственности. Мужчина может не заметить чьих-то заплаканных глаз, дрогнувших губ, плохого аппетита или необычной молчаливости. От женщины это не укроется.

Женщины намного лучше "читают" лица, тонко улавливают настроение собеседника, намного более чувствительны.

Мужчины более агрессивны, женщины более конфликтны.  Ввиду большой важности для женщины взаимоотношения с окружающими, речь ее более законченна и усложнена по сравнению с мужской. Вообще женщины более сильны в грамматике и языках. Причина - более развитое левое полушарие мозга, которое, в частности, "заведует" речью.

Самооценки у женщин чаще занижены, у мужчин - завышены. Мужчины чаще бывают довольны собой.

Женщины более объективны к мужчинам, чем к женщинам. "Как бы плохо мужчины ни думали о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже" (Шамфор). "Женщины не любят друг друга и причина этой нелюбви - мужчина" (Ж. Лабрюйер).

Многие мужчины оценивают деловые качества женщин ниже, чем те ожидают. Женщины, как правило, ниже, чем думают мужчины, оценивают их физическую привлекательность. К счастью, женщины терпимее относятся к внешности мужчины. Популярно даже такое женское изречение, что "мужик может быть лишь немного красивее обезьяны". Различие мужчины и женщины касается и того, насколько строго они судят о недостатках друг друга. По мнению Канта, мужчины судят снисходительно, иногда шутя, как об этом писал Козьма Прутков, но в любом случае всегда с осознанием собственного приоритета.

Именно это, нам кажется, является основой их снисходительности. Ибо только сильный (либо полагающий себя таковым) может позволить себе снисходительность в отношении слабого. Это представляет элемент мужского достоинства. Женщина же судит строго, иногда - очень строго. Более того, она не только судит, она осуждает. И в этом элемент ее природного предназначения - судить, осудить, присудить, чтобы получить приоритет в конкурсе с подругами-соперницами. А в случае нужды - одернуть представителя сильного пола.

Мужчина прощает и забывает, женщина прощает, но не забывает. Это качество роднит женщин с кошками.

Многие хозяева знают, что кошки с трудом переносят мужчин, лучше они относятся к женщинам. И дело здесь не столько в том, что женский голос имеет более высокую тональность и по звучанию гораздо ближе к кошачьему, чем мужской.

Главная причина - кошка никогда не забывает о причиненной боли. Достаточно пацану дернуть ее за хвост или ветеринару сделать укол (а почти все ветеринары - мужчины), как вся сильная половина человечества становится ее кровными врагами. Поэтому часто кошки бросаются наутек, едва заслышав мужские шаги.

И еще один любопытный момент. Хищники из отряда кошачьих - тигры, ягуары, пумы и особенно львы - нападают на мужчин значительно чаще (12 : 1), чем на женщин. Это объясняется особенностями их генетической памяти. Так что укрощать тигров женщинам легче, чем мужчинам.

"Женщины участливы, добросердечны, сострадательны" - писал Кант. Действительно, женщины более сострадательны, чем мужчины. Было проведено несколько наблюдений в различных странах. На дороге было инсценировано происшествие с тяжелыми последствиями. Из 100 проезжающих мужчин 40 проехали мимо, почти не снижая скорости, около 40 проехали мимо, значительно снизив скорость, и затем быстро набрав ее, около 20 остановились ради любопытства, из них 4 сообщили на ближайший милицейский пост и в " Скорую помощь ", а из 5 проехавших в это время женщин остановились 4. Трудно представить, чтобы женщина, которая может помочь, проехала мимо.

       Людей можно условно разделить на чувствующих и действующих. Для первых важны прежде всего его отношения с окружающими людьми. Внутренние переживания, эмоции - вот что главное для них в общении, в том числе и в супружеских отношениях. То, что происходит в душе, в своей душе и душе близкого человека, для них гораздо важнее, чем практические дела.

       "Чувствующие" часто бывают мнительными, тревожными, они склонны к сомнениям. Неудачи они воспринимают тяжело, могут даже заболеть из-за огорчений.

       Из-за этой склонности к игре, умения радоваться, эмоциональности "люди действия" часто считают их невзрослыми. Сами же "действующие" заняты преимущественно внешней, практической жизнью. Они живут в мире поступков, в мире ответственности, мало считаясь с переживаниями - своими или чужими. Им не хватает гибкости.

       Многие женщины ожидают от мужчин большей, чем у них самих энергии и деловитости, и если этого нет, пытаются "воспитать" их в этом духе. Это нередко служит источником конфликтов.

       Оба полушария головного мозга у мужчин и женщин развиваются по-разному. У женщин, как правило, в решении всех задач принимают участие обе половины, у мужчин - чаще одна. Поэтому женщины в среднем говорят быстрее мужчин и правильнее выговаривают слова, искуснее работают пальцами и хорошо считают в уме. Мужчины лучше строят абстрактные математические модели и ориентируются в чужом городе.

       У многих народов левое ассоциировалось с нежным женским началом, правое - с сильным мужским. В античные времена вообще верили, что девочки рождаются от левого яйца, мальчики - от правого. Как бы то ни было, а в католическом храме до сих пор женщины преклоняют левое колено, мужчины - правое.

      "Моя твоя не понимай..."

       Разное устройство мозга мужчины и женщины приводит к тому, что от одних и тех же посылок он и она нередко приходят к разным выводам, поэтому плохо понимают друг друга. Это нашло проявление во многих высказываниях знаменитых мужчин, прославившихся своей проницательностью и острым умом:

       - Женщины всегда были живописным протестом здравого смысла. Они заметили его опасность с самого начала (О. Уайльд).

       - Ум у большинства женщин служит не столько для укрепления их благоразумия, сколько для оправдания их безрассудств (Ф. Ларошфуко).

       - Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает. То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков (М.Ю. Лермонтов).

       А на десерт - и вовсе мрачное утверждение:

       - Если он и она сошлись, наконец-то, во взглядах, значит, они решили разойтись.

       - Время, проведенное с женщиной, нельзя считать потерянным. Мужской ум нуждается в общении с женским (А. Моруа).

Последние исследования дают новые подтверждения заметной разнице в духовной и умственной организации мужчин и женщин. Ученые из Чикагского университета Аарри Хеджес и Эми Ноувелл, анализируя шесть широкомасштабных опросов юношей и девушек в США, подтвердили тенденцию, которую наблюдали ранее.

       Суть ее состоит в том, что девочки оказываются способнее мальчиков в чтении и письме, в способности к языкам, эстетике, в то время как мальчики больше успевают в точных науках и математике, что оказывает серьезное влияние на всю их последующую жизнь.

Еще одно важное различие состоит в том, что девушки при тестировании показывают меньший разброс в результатах, нежели юноши. Мужской пол превосходил женский на самой вершине оценок. Однако в низшей группе мужчин было также больше, нежели женщин. Сводя это к упрощенной формуле, можно сказать, что очень одаренных ребят больше, нежели очень одаренных девочек. Однако тупых девочек явно меньше, чем тупых мальчиков.

Неспособность овладеть навыками чтения поражает мужчин в три раза чаще, заикание - втрое, умственная отсталость - в полтора раза.

Женскому Мышлению больше свойственны красота и стройность, тонкость анализа, глубокая интуиция и непосредственность. В то же время мужское мышление более абстрактно, часто парадоксально и дерзко, оно отличается большим полетом фантазии.

Примерно в семь раз больше юношей, нежели девушек, получили отличные оценки в точных науках, и вдвое больше мальчиков, нежели девочек, вошли в высшие 5 процентов по математике. Еще разительнее это проявилось во всем, что связано с информатикой, компьютерами, механикой, электроникой, автомобилями. С другой стороны, мальчики явно отставали, когда дело касалось чтения, памяти, скорости восприятия. Юноши слабее во всем, что касается лингвистических способностей и навыков.

Девочки раньше мальчиков и точнее их различают цвета, оттенки, и запахи; прочнее овладевают навыками трудовых действий, учатся более ровно.

Мужская энергия точечна. Точки в пространстве не мешают существовать друг другу. В мужчинах заложена независимость и она не мешает сосуществовать.

Женская энергия - это пространство. При взаимодействии женщин им приходится уступать часть пространства. При этом они интуитивно боятся потерять себя, раствориться во взаимодействии.

Когда "щебечут" две подруги, они не боятся потерять себя, так как разговор их поверхностен, не отнимает пространства руг у друга. Такой "энергетический" подход объясняет, почему мужчине с мужчиной проще находить общий язык: точки не мешают друг другу.

Японцы доказали, что у мужчин имеется врожденная потребность бить, колотить, забивать (гвозди), стрелять. То есть энергия взрывная. Поэтому мужчины (в отличие от женщин) плохо переносят длительную, монотонную, однообразную работу.

Женщина по природе гораздо более устойчива и консервативна, нежели мужчина, ибо она хранительница и продолжательница рода человеческого. Поэтому она более "текуча", пространственна. (Женская энергетика - это образ воды.) Поэтому она легче адаптируется к изменившейся ситуации. Результат - женщина более живуча, о чем мы уже говорили.

Энергетика мужчин предопределяет и их большую активность по сравнению с женщинами.

Речь женщины обычно речи мужчины, это проявляется в большем употреблении аффектированной и эмоционально окрашенной лексики, междометий, метафор, сравнений, эпитетов. Женщины употребляют больше слов, описывающих чувства, эмоции, психофизиологические состояния. В то же время женщина в своей речи старается избегать элементов "панибратского" обращения: кличек, прозвищ, унизительных обращений.

Заключение
Эмоции, рассматривавшиеся старой психологией как наиболее сущностное человеческое проявление, за последние годы относительно редко становятся темой психологических исследований. Это еще более очевидно в контексте осмысления патологического материала: аффективные расстройства анализируются, как правило, лишь в рамках объективистски ориентированных нейрофизиологических концепций.

Возможно, подобная ситуация отражает своеобразное разочарование по поводу создания единой методологически обоснованной универсальной психологической концепции эмоций. Во всяком случае современная психопатология явно предпочитает синдромологический подход. Отказ от теоретического и феноменологического осмысления проблемы эмоций сопровождается скрытым допущением практической однородности феномена эмоциональности. Современная психология и психопатология пытаются не замечать, что, несмотря на кажущуюся самоочевидность и внешнюю простоту, эмоции относятся к наиболее сложным психическим явлениям.

"Эмоция в каждый момент возвращается в объект и там насыщается".

Литература

1. Депенчук М. В. Ролевой анализ некоторых берлинских пар в связи с процессом социокультурной адаптации // Ананьевские чтения - 2000. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000. С.240-241.

2. Крейг Г. Психология развития. Спб., 2000.

3. Небылицин В. Д. Психологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.

4. Санникова О. П. Соотношение устойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности // Вопросы психологии, 1982. N2. С. 109-115.

5. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. V. М., 1975. С. 111-195.

6. Heymans G., Wiersma E. D. Beitrage zur speziellen Psychology auf Grund einer Messenuntersuchungung // Zeitschrift fur Psychology, 1908. 49. S. 414-439; 1909. 51. S. 1-72.

7. Malapert P. Les elements du caractere et de leur combinaison. Paris, Alcan, 1897.

8. Reber A. The Penguin Dictionary of Psychology. Second edition. 1995.

Отредактировано шихан 5 (2010-01-01 17:56:11)

0

3

Очень нехорошие советы вы даете.. Из-за таких понятий мы потеряли уважение друг к другу и к нашему прошлому и будущему.. Согласно вашему мнению можно тогда вообще детей не воспитывать, они сами воспитаются, так как приоритетов и авторитетов нет, а родители - это уже не советчики.. По меньшей мере опрометчиво, так как все мы стареем, а сейчас уже не увидеть в автобусе уступающих место молодых - старикам.. А большей СТЕПЕНИ ГЛУПО!

Чтоб построить нацию, потом увидеть страну и быть в ней счастливым, надо понять ДВА главных понятия для успешного общества - это УВАЖЕНИЕ и ПАМЯТЬ! Без истории мы никто, а без уважения мы даже ничто! А воспитание должно передаваться из поколение в поколение и тогда понятие - ХОРОШЕЕ ВОСПИТАНИЕ- будет менталитетом общества. А еще важно понимать, что такое страна - это большая СЕМЬЯ! А в семье, как известно, все по принципу: яблочко от яблоньки не далеко падает.. Поэтому, чтоб страна была семьей, воспитание должно быть одинаковым, то есть старт одинаковым, а проявления будут уже сугубо индивидуальными..

Ведь большинство социологов считают идеи коммунизма намного опередившими свое время, поэтому были недопоняты нами. Хотя по СССР этого нельзя было сказать: это была успешная и могущественная страна во всех смыслах.. А после развала союза всем была так успешно всунута совсем проамериканская система воспитания и ценностей со своим утопическим либерализмом и индивидуализмом, что мы так впитали этот ложный смысл ложной свободы .. Не понимая, что эта система гласит об одном: разделяй и властвуй! А мы совсем забыли давно забытое противопоставление этому идиотизму в Русской пословице - ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН!. Я понимаю, о чем вы, вы хотели сказать как бы не об этом.. А вы СПРОСИТЕ СЕБЯ ЧЕСТНО .. А ТАК ЛИ ЭТО ? Так как снеговик накатывается с маленькой снежки...--
:nope:

0

4

А вот последствия демократии в воспитании... Видео: Киевские школьники издеваются над учителем химии.

Это ребятишки, для которых учитель - не авторитет. И нельзя сказать, что тут целиком и полностью виноват тюфяк-учитель (его вину за происходящее не отрицаю нисколько). Это всё - следствие именно безавторитетного воспитания, при котором слишком много можно и слишком мало надо.

0

5

Это видео - меня вывело из себя! Если можно эту душевную бурю во мне ,так назвать...  :mad:  :angry:

0

6

rokki написал(а):

это отсутствие воспитания или воспитание улицей

Эти дети - из благополучных семей. Этот лицей, в котором всё происходило, - один из лучших в Киеве. Это не отсутствие воспитания. Такими детьми наоборот много занимаются. Репетиторы, музыкальные школы, спортивные секции...

Просто после того, как развалился Советский Союз, в школе стало творится что-то в корне неправильное. Если у нас учитель был особой вне сомнений выше нас, учеников, то потом все внезапно вспомнили, что детишки - они тоже люди, а учитель - он всего лишь человек. Именно то, что Рокки писал:

rokki написал(а):

Мы быстро взрослеем и уже не смотрим на вас снизу-вверх как на больших, всемогущих и мудрых. Вы для нас стаете равными, и мы в вас видим обычных людей, мы видим ваши промахи, неуверенность, слабости. Вы уже нам не авторитет.

Но это недопустимо по отношению к учителю. Учитель ученику не равен. А современным деткам с детства всё объясняют про их права, практически с первого класса. Но вот обязанности как-то остаются за бортом. И дети начинают чувствовать вседозволенность.

Насчёт НЕвины учителя - не уверен. Если учитель идёт работать с детьми - он должен уметь это делать. Это одно из его профессиональных качеств. В том числе учитель должен уметь держать класс. Тем более это мужчина на видео. Если его покусывают стайные щенки - значит, он не может быть вожаком стаи (а учитель в классе должен быть вожаком, должен себя соответствующе вести, вожак даже по взгляду определяется). Этот учитель не сумел завоевать себе статус вожака. Ему не место в школе. Возможно, он хороший химик, но как учитель - никакой.

0

7

rokki написал(а):

Garry написал(а):
rokki написал(а):Мы быстро взрослеем и уже не смотрим на вас снизу-вверх как на больших, всемогущих и мудрых. Вы для нас стаете равными, и мы в вас видим обычных людей, мы видим ваши промахи, неуверенность, слабости. Вы уже нам не авторитет.Вообще-то я это говорил о родителях, а не о учителях!

А в таком контексте это вообще кощунство!!! Ваши родители с Вами после этого еще общаются? Я гораздо сильнее и грамотнее своего отца на данный момент, но никогда не смогу догнать и перегнать его опыт, так как время идет для всех одинаково. И только это, не считая многого другого, мне не позволяет чувствовать себя выше .. Вам бы не мешало понять разницу между  умом - разумом и мудростью. Так как недопонимание этих трех основополагающих, абсолютно независимых друг от друга понятий приводит к потере связей с реальностью... И в итоге можно слышать, простите за откровенность, такие глупости как те, которыми вы отписываетесь..

Поколения и цивилизация изменяется! заметьте: изменяется, а не развивается! Так как судить о развитии или деградации сам себе ребенок (человек) судить не может, это может определить родитель (бог). А так как наш родитель человечества не вмешивается в наши действия, нам не стоит слишком задирать нос. История не раз лечила человечество из-за его гордыни... Так вот. Опыт моего отца непререкаем и благодаря его действиям я родился и вырос. И я всего лишь более грамотный, чем он, но не опытный. А для размышления спросите себя. КТО БЫСТРЕЕ ВЫИГРАЕТ ВОЙНУ - ГРАМОТНЫЙ ПОЛКОВОДЕЦ ИЛИ ОПЫТНЫЙ? Для упрощения спрошу. Вы к кому сядете в машину: к грамотному, но не ездившему водителю, или безграмотному, но опытному водителю? Вот только исходя из этого Ваши утверждения несостоятельны..--

0

8

rokki написал(а):

Тогда вам тоже не место в школе

Я и не иду работать в школу. Я работаю со взрослыми людьми, которые находятся у меня в подчинении, и я понимаю, что если я не буду вести себя соответствующим образом, то я не смогу объединять усилия людей для успеха нашего дела.

У любой группы ЛЮДЕЙ есть некоторые законы существования этой группы. Для того, чтобы быть лидером, надо иметь некоторые качества. Надо уметь установить свой авторитет. Это не законы волчьей стаи - это законы человеческой группы. Нет твёрдых законов - есть разброд и шатание - нет дела. Чтобы дело делалось, надо уметь направлять людей и управлять ими. Учитель тоже должен уметь это делать. Иначе ему нечего делать в школе.

rokki, подозреваю, что Вы - подросток. У Вас мало опыта и налицо юношеский максимализм.

rokki написал(а):

его опыт в алкоголизме

Мой отец - тоже алкоголик. Но он невероятно умный человек, который в своей жизни видел очень много, очень много испытал, и не мне судить его за его слабости. В детстве и юношестве я не понимал, почему он пьёт, я был обижен на него, стыдился его. И только став взрослым, пройдя свой путь, я понял, насколько его жизнь была трудней моей, насколько больше ему пришлось испытать к тому даже возрасту, в котором я сейчас. Сейчас мне только жаль, что он приближает час своей смерти своим алкоголизмом, но это его выбор и его жизнь. Я не сужу. Он дал мне всё, чтобы я стал тем, кто я сейчас есть. Без такого отца не было бы меня - такого.

rokki написал(а):

я вижу свое превосходство над родителями как над людьми, но в отличие от вас не прибегаю к их опыту

Очень зря не прибегаете к их опыту и не слушаете их советов. Жизнь всегда примерно одинаковая. И триста лет назад люди внутренне были такими же, как сейчас, - ничего не изменилось. Ракурс видения у родителей намного обширнее, чем у друзей-малолеток. Выиграв одномоментно в малом, Вы можете проиграть более глобально в том, что по жизни может оказаться главнее. Расставить приоритеты могут только более опытные люди, стоит к ним прислушиваться.

(Примечание для Рокки: ты трёшь свои сообщения, наш диалог выглядит, как мой монолог. Это не очень красиво. Не лучше ли сначала думать, а потом говорить, чтобы не прибегать потом к поганенькой манере стирать свои слова?)

Отредактировано Garry (2010-01-18 00:14:42)

0

9

rokki написал(а):

написал в нем какой плохой отец, а на следующий день позвонила его подружка что его пьяного нашли убитым

rokki, ты хоть примерно понимаешь, что пишешь? то есть ты утверждаешь, что вчера у тебя умер отец, а сегодня ты полдня зависаешь в форуме и переживаешь по поводу того, что кто тебе сказал в виртуальном мире? как-то это неправдоподобно выглядит, не находишь? а если правда - то во-первых, мои соболезнования. а во-вторых, как-то неправильно (если не сказать нечеловечно) игнорировать тот факт, что отец умер.

0

10

Любопытная статья (для сравнения: у нас много "нельзя" для маленьких детей выливается в отвоёванное детьми "всё можно" в более старшем возрасте)...

Японское воспитание

Японская мама приходит в парикмахерскую с маленьким сынишкой. Сначала карапуз терпеливо ждет, пока она закончит все процедуры, а потом, не выдержав скучного ожидания, начинает открывать баночки с кремами и рисовать на зеркале замысловатые узоры. Все смотрят на него с улыбкой, и никто не делает замечания: маленькому ребенку можно все.

Всему свое время

Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин. Однако торопиться с перенесением японских методов воспитания в российскую действительность не стоит. Было бы неправильно рассматривать их в отрыве от мировоззрения и образа жизни японцев.

Да, маленьким детям в этой стране разрешают все, но в 5-6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Не подчиняться им невозможно, поскольку так делают все, и поступить по-другому - означает «потерять лицо», оказаться вне группы. «Всему свое место» - один из основных принципов японского мировоззрения. И дети усваивают его с самого раннего возраста.

Традиции и современность

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.

Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («стрший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей.

Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных.

Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.

В Японии редко увидишь плачущего кроху. Мать старается сделать так, чтобы у него не было для этого повода. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. Японская промышленность даже выпускает специальные куртки со вставкой на молнии, которая позволяет носить спереди ребенка. Когда малыш подрастет, вставка отстегивается, и куртка превращается в обычную одежду.

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла.

Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Самое страшное – одиночество

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.

Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Отношение к раннему развитию

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука – директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Сони». В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». Сейчас такая точка зрения кажется очевидной, но в середине 1950-х она звучала революционно.

Детский сад

Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным.

Oсновная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, - компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина – умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.

В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях – побеждает дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» - один из принципов японской жизни. Но он не всегда приводит к положительным результатам.

Обратная сторона медали

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.

Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название «идзимэ» (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.

Наблюдаются в Стране Восходящего Солнца и явления, которые свойственны в том числе России: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.

0

11

То, что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку...

0

12

10 способов стать Мужчиной

http://www.old-picture.com/indians/pictures/Indian-Initiation-Ceremony.jpg
Раньше считалось, что для того, чтобы стать настоящим Мужчиной с большой буквы «М», мальчику нужно построить дом, вырастить дерево и воспитать сына. Но время шло, и для того, чтобы считаться мужчиной, современным ребятам стало достаточно купить китайский айфон и выпросить у папы машину на вечер.

Всё больше парней считают себя настоящими мужиками, живя с родителями и едва зарабатывая на сигареты и оплату интернета.

Впрочем, не будем о грустно. Давайте лучше о странном. Например, о том, чего только не делали и не делают мальчики, дабы стать настоящими мужчинами.

О чём я? Да об обрядах инициации, без которых в былые времена мальчики просто не могли стать полноценными членами племени. Страшные, кровавые, смертельно опасные - эти церемонии знаменовали переход человека в иную жизнь - жизнь защитника и добытчика.

Обряды инициации могли быть как сложным многодневным, а то и многомесячным процессом обучения мальчика всему тому, что должен знать и уметь мужчина, так и кратковременной, но ужасно болезненной церемонией, пережить которую удавалось не всем.

Сегодня я не буду касаться обрядов инициации, которые должны проходить те, кто вступает во всякого рода закрытые сообщества, ибо это - тем для совсем иного разговора. Сегодня поговорим о том, что приходилось испытывать каждому мальчику, желающему стать мужчиной. Некоторые и испытаний шокируют, некоторые, смешат, но они – неотъемлемая часть развития человечества.

1.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/Richard_Buchta_-_Zande_men_with_shields,_harp.jpg

Когда юноша из австралийского племени камиларои становятся, по мнению старейшин, уже взрослыми, его, под слёзы и крики женщин, уводят из стойбища. Согласно ритуалу, женщины должны всячески препятствовать обряду, желая оставить мальчика ещё ребёнком, при этом помогать им должен и отец ребёнка. И только мальчик должен быть не просто непреклонен, но и безучастен ко всему происходящему - тело его окрашивают в красный цвет охрой и, положив на скрещенные копья, уносят от племени. Именно так поступают и во время погребального обряда, а значит юноша умирает для мира детей, чтобы заново родиться взрослым. Парня начинают щипать и колоть, но он должен вести себя как мёртвый. Потом ему выбивают зуб, который показывают всем родственникам. После зуб закапывают, что символизирует похорон ребёнка. После юноша на год уходит из племени, в это время он учится взрослой жизни, и никто кроме отцов и учителей не имеет права их видеть. Спустя год, юноша, обученный всем премудростям взрослой жизни, проходит церемонию огня, во время которой долго смотрят в огонь, распевая священную песню. После, помеченные кровью посвящённого, они возвращаются в племя. Так происходит их второе рождение.

2.

http://www.akvanari.ru/images/ohota_na_akul-02.jpg

Наверное, самое простое и короткое из всех посвящений происходит в племени занде, пастухов и земледельцев. Отец, без всяческих церемоний вручая сыну копье и мотыгу, клал ему руку на плечо и говорил:
— Сын мой! Отныне ты мужчина. Возделай свое поле и сумей защитить его. Проживи жизнь так, чтобы твои сыновья, глядя на тебя, захотели бы стать настоящими мужчинами...

3.

http://img.gazeta.ru/files3/56/3393056/1111111111.jpg

На отдалённых островках Самоа церемонии инициации подростоков прекратились только недавно, и хорошо что прекратились, ибо мужчин там бы не осталось, похоже. Процесс этот занимал 4-5 дней. Для того, чтобы считаться мужчиной, мальчик лет 12-13 должен был принести труп акулы. Но и до этого нужно было пережить пренеприятнейшее испытание - мальчика садили в чан, наполненный подогретой свиной кровью, для того, чтобы его кожа пропиталась ею. После ребёнку приходилось выпить чашу с менструальной кровью одноплеменниц, этим показав своё превосходство над слабыми женщинами и сменить детскую кровь в своих жилах на взрослую. После мальчика обматывали свежевыпотрошенной рыбой, авали в руки мачете и отвозили на лодке далеко в море. Теперь его задача - продержаться пять дней, за которые ему нужно было убить акулу, привлечённую запахом крови и рыбы. Возвращаться без акулы не стоило, такой мальчик навсегда становился изгоем, поэтому многие из тех, кому не удалось победить хищника, заканчивали жизнь самоубийством. Мальчик, возвратившийся домой с трупом акулы становился равноправным членом племени.

4.

http://alimero.ru/uploads/images/00/00/92/2011/03/29/b18cae.jpg

В южноафриканском племени кхоса мальчики считаются вещью, а не человеком, пока не пройдёт ритуал обрезания под названием абаквета. В назначенный день с первыми лучами солнца жрец приходит в дома мальчика, и, под крики и стенания женщин, начинает вызывать его, всячески оскорбляя. Операция проводится традиционным способом - острым лезвием мальчику отсекают крайнюю плоть, в процессе мальчик не имеет права ни заплакать, ни даже поморщиться, после чего бросает её на землю со словами «Ты мужчина». Мальчик должен поднять её, повторить «Я мужчина» и закопать в муравейнике. Рану обмазывают грязью и закрывают листьями. Иногда мальчик должен сделать несколько глотков грязи и обмазать ею своё лицо. После этого ребёнок считается взрослым, правда, воспользоваться этой привилегией могут не все - многие очень быстро умирают от заражения крови.

5.

http://gamersblog.ru/uploads/blog_imgs/103867/1280948484_103867/a58186f60a40bcc0075f49443147e02f.jpg

Один из самых мучительных обрядов инициации приходилось переживать детям обеих полов, родившимся в племени мнонгов, что проживают на юге Вьетнама и востоке Камбоджи. Обычные зубы там считались «лошадиными», а значит и мальчики, и девочки считались взрослыми только после спиливания четырёх передних зубов. Гораздо хуже дело обстояло у родственной им народности эде - их детям спиливали весь верхний ряд. Только пережив эту болезненную и длительную процедуру, дети могли считаться выносливыми и сильными, а значит - взрослыми.

6.

Следующий ритуал дал начало такому популярному сейчас развлечению, как джампинг. Среди аборигенов некоторых островов Тихого Океана и ряда племён Южной Африки бытовал обычай посвящений мальчика в мужчины путём прыжков с высоты. Например, у народа вануату, мальчик должен был, обязав ноги прочной лианой, должен был прыгнуть со скалы. Выжившие (которых было не так уж много, ведь длину лианы нужно было правильно рассчитать, а прочность её оставляет желать лучшего) признавались настоящими мужчинами и с этого момента имели те же самые права и обязанности, что и воины.

7.
http://www.zoopicture.ru/wp-content/uploads/2009/05/parasitefireants7.jpg

Жители деревни Энхуаба, расположенной на берегу реки Негро, что в Бразилии, проходят смертельно опасный обряд инициации, связанный со смертельно опасными огненными муравьями. Мальчикам надевают на руки перчатки, полные муравьёв. Это невероятно опасно, ведь даже один укус огненного муравья может стать причиной анафилактического шока и последующей смерти. Перчатки держат в течении десяти минут, и повторяют эту процедуру двадцать раз. Согласно поверью, съеденные несколько сотен муравьёв, могут служить противоядием. Кроме того, перед обрядом парни придерживаются строгой диеты, а муравьёв для обряда собирают сами.

8.

http://farm3.static.flickr.com/2594/3888901041_0a6cc5ce50.jpg

Племя хамер знаменито кровавым обрядом избиения девушек, который и является обрядом инициации для юношей, а также любовными играми. С самого утра девушки пьют ритуальный напиток, схожий с пивом, и водят хороводы. Алкоголь, жара и постоянное движение помогает им войти в состояние транса.
Девушки всячески провоцируют парней до тех пор, пока не начнётся непосредственно обряд избиения. Парни избивают девушек прутами, иногда нанося просто ужасные увечья. Чем больше шрамов останется на девушке после обряда, тем более она красива и желанна для парней премии. Именно после этого ритуала парни становятся мужчинами, а значит могут жениться и ходить на охоту.

9.

http://www.mydisput.com/forums/uploads/gallery/album_54/med_gallery_144_54_64502.jpg

Все юноши африканского племени нуэр, для того чтобы принимать участие в жизни племени, должны пройти особый обряд инициации. Раньше его проходили в 17, но сейчас, в связи с военными действиями, возраст взросления уменьшился до 12 лет. Во время обряда на голове юноши делают круговые надрезы, которые со временем превращаются в грубые уродливые шрамы. После этой процедуры мальчик должен жить несколько месяцев один вдалеке от племени, а по возвращении его в племя отец вручает ему символы мужества – лук, гарпун и одного быка со своего стада.

10.
Некоторые австралийские и тихоокеанские племена проводили ритуал инициации, символизирующий превращение из куколки в бабочку. Из юношей и девушек делали некое подобие «личинок»: им склеивали пальцы и губы, закрывали уши и глаза, выбрасывали на берег, где они лежали долго и слушали лишь рокот накатывающихся волн. И вот из воды выходил предок-«ящерица» и огромнейшим ножом отделял «зародышей» друг от друга, «прорезал» им глаза, уши, рот и т.п. Этим же ножом делал им обрезание, как бы «завершал» процесс рождения человека, разделяя «существа» на мужчин и женщин. Затем учил их добывать огонь, готовить пищу, давал копье, бумеранг, снабжал каждого чурингой (хранительницей души)…

10.

Некоторые австралийские и тихоокеанские племена проводили ритуал инициации, символизирующий превращение из куколки в бабочку. Из юношей и девушек делали некое подобие «личинок»: им склеивали пальцы и губы, закрывали уши и глаза, выбрасывали на берег, где они лежали долго и слушали лишь рокот накатывающихся волн. И вот из воды выходил предок-«ящерица» и огромнейшим ножом отделял «зародышей» друг от друга, «прорезал» им глаза, уши, рот и т.п. Этим же ножом делал им обрезание, как бы «завершал» процесс рождения человека, разделяя «существа» на мужчин и женщин. Затем учил их добывать огонь, готовить пищу, давал копье, бумеранг, снабжал каждого чурингой (хранительницей души)…

0


Вы здесь » БУШИНКАН: Джиу-Джитсу в Одессе » Общие обсуждения » Воспитание ребенка