БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ
АТТЕСТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА 2012

Цель формирования аттестационной программы.
Задачей данной программы является последовательная системная подготовка адепта Бушинкан дзю-дзюцу в соответствии с правилом «от простого к сложному» и следуя разработанной  методике. Цель метода состоит в том, чтобы выработать устойчивые навыки правильного реагирования в различных реальных ситуациях, выработать определенную культуру движения и научиться прикладному применение принципов, на которых построено дзю-дзюцу.

Принцип отбора универсальных техник в базовой программе Школы Бушинкан.
Правильное техническое действие должно быть максимально универсальным. Оно должно работать в различных условиях, как на мягкой, так и на жесткой поверхности, против вооруженного или безоружного противника, против равного или превосходящего в весе и силе. Приемы, рассчитанные на применение в строго определенных, ограниченных условиях могут изучаться в качестве дополнительных, но они не могут составлять основу обучения.

Составляющие аттестационной программы.
Данная программа разделяет технические действия, подлежащие демонстрации на экзамене на несколько основных разделов: подводящие действия «дзюнби ундо», основные приемы «кихон вадза» и приемы высокой сложности «кихон оку но вадза». Также существуют вариации основных действий «хэнка вадза» и варианты комбинирования «рэндзоку вадза».
Кроме этого, в аттестационную программу входят упражнения на проверку физической кондиции, специальные тесты и некоторые теоретические вопросы.

Основные требования к выполнению аттестационной техники.
Рэйхо
Демонстрация любой техники на экзамене начинается и заканчивается поклоном. Правильное выполнение поклона выражает особое состояние или форму сознания человека «катати», который стремится к постижению боевого искусства. Кроме того, поклон является ключом, вводящим в особое состояние сознания.
Мэцукэ
Необходимо обращать внимание на направление взгляда. В большинстве демонстрируемых действий взгляд исполнителя техники должен быть всегда направлен на противника, а в случае демонстрации в одиночку – в то место, где он должен был бы располагаться.
Кокьюхо
Во время выполнения техники необходимо синхронизировать все действия с дыханием. После окончания ката дыхание не должно быть «сбито», что возможно тогда, когда почти все движения с напряжением выполняются без задержки дыхания и на выдохе.
Заншин
После окончания каждого приема исполнитель должен стремиться к сохранению особого состояния сознания «заншин». Это состояние можно определить, как состояние психической мобилизации и готовности отразить контратаку противника или атаку других нападающих после завершения проведенного приема.
Нагарэ
Несмотря на то, что движения должны быть взрывными, переходы от одного действия к другому должны проводиться текуче. Для этого важно уметь переходить от медленного движения к быстрому и наоборот, а также сочетать ускорение и замедление. Демонстратор должен выполнять движения так, чтобы в них было видно чередование расслабления и концентрации усилий.

Примечание: некоторые техники указанные в списке ниже не демонстрируются отдельно, а рассматриваются только в процессе выполнения приемов. К ним относятся стойки, позиции рук и некоторые другие формы «дзюнби ундо».
ДЗЮКЮ (10-й кю)

УКЕМИ НО КАТА
• Мае укеми
• Уширо укеми
• Йоко укеми
• Мае кайтэн укеми
• Уширо кайтэн укеми

ТАЧИ НО КАТА
• Сэйдза – хо
• Мусуби дачи
• Хэйко дачи
• Шико дачи
• Зэнкуцу дачи

КАМАЭ НО КАТА
• Сэйган но камаэ (гедан, чудан, дзёдан)

АШИ САБАКИ
• Аюми аши
• Цуги аши
• Нусуми аши
• Мавари аши (мае, уширо)
• Ирими тэнкан

• Шикко (сувари камаэ)

СУВАРИ ВАДЗА/НЭ ВАДЗА
ОСАЕ НО КАТА
                 
Нэдзи кузуши (сувари вадза) 

• Татэ осае
• Кеса осае
• Ками осае
• Йоко осае
• Шита какаэ

АТЭМИ НО КАТА
• Джун цуки
• Гьяку цуки
• Мае гери
• Маваши гери
• Отоши учи





КУКЮ (9-й кю)

КАВАШИ НО КАТА
• Хики ми
• Йоко ми
• Кай син
• Нэн син
• Сэн син

КИХОН УКЕ НО КАТА
• Ува уке
• Сото уке
• Хараи уке
• Сото хараи уке
• Шуто учи уке

НУКИ ВАДЗА - ТАЧИ АГАРУ ВАДЗА
• Татэ осае дори – отоши цуки
• Кеса осае дори – отоши цуки
• Ками осае дори – отоши цуки
• Йоко осае дори – отоши цуки
• Шита какаэ дори – отоши цуки
























ХАЧИКЮ (8-й кю)

НУКИ НО КАТА
• Кататэ дори (гьяку ханми) – ва нуки
• Кататэ дори (ай ханми) – маки нуки
• Моротэ дори – цуки нуки
• Риотэ дори чудан – аге нуки
• Риотэ дори дзедан – кири нуки
• Cодэ дори – маки нуки
• Уширо риотэ дори – дзюдзи нуки
• Уширо риоката дори – мавари нуки
• Уширо куби дзимэ – нэдзи нуки
• Уширо шитатэ дори – кюсё нуки

АТЭМИ НО КАТА
• Ура учи
• Мае хиза гери
• Маваши эмпи учи
• Гьяку эмпи учи
• Уширо эмпи учи
• Йоко эмпи учи

ГОШИН КАМАЭ: ГОХОН НО МААЙ
• Какаэ дзимэ
• Сунэ сасаэ дори
• Хиза сасаэ дори
• Соку сасаэ дори
• Мамори камаэ

• До дзимэ

АШИ ДАОШИ НО КАТА
• Какато даоши
• Аши кансэтсу атэ















НАНАКЮ (7-й кю) 

КУЗУШИ НО КАТА
• Мае кузуши
• Уширо кузуши
• Йоко кузуши (миги/хидари)
• Нанамэ мае кузуши (миги/хидари)
• Нанамэ уширо кузуши (миги/хидари)

АШИ НАГЕ НО КАТА
• О сото гари
• О сото отоши
• Сото гакэ
• О учи гари
• Тай отоши

ЮБИ КАНСЭТСУ НО КАТА
• Юби отоши дори
• Юби аге дори
• Юби саку дори
• Ойя гороши
• Ко гороши

НЭ ВАДЗА: КУРУМА НО КАТА
• Тачи осае - хаси наге (мае, йоко)
• Шита какаэ - аши гурума


















РОКУКЮ (6-й кю) 

КОШИ НАГЕ НО КАТА
• О гоши
• Уки гоши
• Харай гоши
• Учи мата
• Уширо гоши

ХИДЖИ КАНСЭТСУ НО КАТА
• Ваки гатамэ
• Хиджи макикоми
• Каннуки гатамэ
• Удэ дзюдзи гатамэ
• Ката гатамэ

АТЭМИ НО КАТА
• Шуто маваши учи
• Уширо кекоми
• Мэн учи (уракен)

ЦУКАМИ УКЕ НО КАТА
• Какаэ уке
• Сото осае уке
• Сото сукуи уке
• Учи сукуи уке
• Какэ учи уке

СУВАРИ ВАДЗА: ШИМЕ НО КАТА
• Уширо удэ санкаку дзимэ
• Хадака дзимэ
• Окури эри дзимэ
• Катаха дзимэ
• Ваки куби дзимэ














ГОКЮ (5-й кю) 

УКЕМИ НО КАТА
• Нами укеми
• Тоби уширо укеми
• Йоко кайтэн укеми
• Тоби кайтэн мае укеми
• Томбо укеми

СЕОЙ НАГЕ НО КАТА
• Иппон сеой наге
• Сеой аге
• Сеой отоши
• Гьяку сеой наге
• Ката гурума

КОТЭ КАНСЭТСУ НО КАТА
• Котэ ори
• Котэ отоши
• Котэ маваши
• Котэ хинери
• Котэ гарами

НЭ ВАДЗА: ТАТЭ ОСАЕ ГИХО
• Удэ хишиги дзюдзи гатамэ
• Удэ гарами
• Уширо дзимэ

ХАНДАЧИ ВАДЗА: ИРИМИ
• Осае когеки (войти сбоку, придавить коленом)
• Цуками когеки (захватить ногу и войти)
• Мавари когеки (войти повернувшись)














ЙОНКЮ (4-й кю)

АШИ ДОРИ НО КАТА
• Моротэ гари
• Кучики даоши
• Кибису гаеши
• Хиза кузуши
• Сукуи наге

ЙОКО СУТЭМИ НАГЕ НО КАТА
• Уки ваза
• Йоко отоши
• Тани отоши
• Йоко гурума
• Йоко вакарэ

НЭ ВАДЗА: ШИТА КАКАЭ ГИХО
• Удэ хишиги дзюдзи гатамэ
• Уширо удэ гарами 
• Аши санкаку дзимэ

АТЭМИ НО КАТА 
• Йоко кекоми
• Маваши цуки
• Отоши эмпи учи





















САНКЮ (3-й кю)

АШИ БАРАЙ НО КАТА
• Ко сото барай
• Дэ аши барай
• Окури аши барай
• Ко учи барай
• Хиза гурума

МАЕ СУТЭМИ НАГЕ НО КАТА
• Томоэ наге
• Йоко томоэ
• Суми гаеши
• Тавара гаеши
• Хиджиосае наге

НЭ ВАДЗА: КЕСА ОСАЕ ГИХО
• Кеса удэ гатамэ
• Кеса удэ гарами
• Йоко дзимэ

АТЭМИ НО КАТА 
• Маваши хиза гери

ЗАЩИТЫ ОТ ПОДЪЕМА И ДОБИВАНИЯ
• Аши макикоми
• Йоко басами (?)
• Тай мавари (при подходе со стороны головы)
















НИКЮ (2-й кю)

КУРУМА НО КАТА
• Тэ гурума
• Какаэ гурума

КАТА КАНСЭТСУ НО КАТА
• Они кудаки
• Ката кудаки
• Гедзя дори
• Ура ката ха
• Кугури гьяку

УКЕ ВАДЗА
САСАЭ УКЕ НО КАТА
• Дзёдан сасаэ удэ уке (санкаку уке)
• Чудан сасаэ удэ уке
• Гедан сасаэ сунэ уке
• Аге дзюдзи уке
• Отоши дзюдзи уке

НЭ ВАДЗА: КАМИ ОСАЕ ГИХО
• Удэ дзюдзи гатамэ
• Удэ гарами
• Риоаши дзимэ

КИХОН БУКИ ДОРИ: ТАНБО ДОРИ
• Шомэн учи - ваки гатамэ танбо дори
• Маваши учи - маваши наге танбо дори
• Ура учи - ура удэ осае танбо дори

АТЭМИ НО КАТА 
• Аге цуки
• Татэ эмпи учи
• Фури учи

• Танбо фури учи - каваши гери
• Танбо фури учи – осае-тэ










ИККЮ (1-й кю)

КИХОН БУКИ ДОРИ: ТАНТО ДОРИ
ФУТО
• Хара – котэ гаеши дори
• Хара – сото барай дори
• Куби омотэ – удэ осае кири вадза
• Куби омотэ – ура катаха
• Куби ура – ваки гатамэ (тачи вадза, нэ вадза)
• Хидари ваки (сото) – о сото отоши
• Миги ваки (сото) – котэ наге
• Миги ваки (учи) – хиджи кансэтсу дори
• Уширо гоши куби дзимэ – ирими отоши
• Уширо куби уватэ дори – гьяку ура удэ осае

ТОТТО
• Танто фури учи – каваши гери
• Танто фури учи – осае-тэ атэми

НЭ ВАДЗА: СОКУ КАНСЭТСУ НО КАТА
• Ашикуби дзимэ
• Соку маваши
• Соку гарами
• Сотомаки ашикуби дзимэ
• Гьяку соку маваши

АТЭМИ ВАДЗА
• Атама атэ






















ДАНХО

УКЕМИ НО КАТА
• Уширо отоши укеми
• Йоко отоши укеми
• Гьяку мае кайтэн
• Мутэ мае кайтэн
• Коноха укеми

СУТЭМИ НАГЕ НО КАТА (БАСАМИ ВАДЗА)
• Аши басами
• Кани басами

КИХОН ШИМЭ НО КАТА
• Дзюдзи дзимэ (ката, нами, гьяку)

КИХОН БУКИ ДОРИ: ТАНТО ДОРИ
• Шомэн учи – котэ гаеши дори
• Маваши учи – атэми отоши
• Ура учи – ура удэ осае дори
• Аге цуки – котэ ори дори
• Чоку цуки – ваки гатамэ дори

ТАНБО ДОРИ
• Каннуки дори
• Хикидасу

КАМАЭ НО КАТА
• Дай-дзёдан но камаэ

АТЭМИ ВАДЗА
• Фумикоми
















ШОДАН (1-й дан)

ШОДАН ОСАЕ ВАДЗА
• Хиджи кансэтсу но ката
• Котэ кансэтсу но ката
• Ката кансэтсу но ката

КИХОН БУКИ ДОРИ: ТАНТО ДОРИ
• Шомэн учи – удэ гарами дори
• Маваши учи – уширо удэ гарами дори
• Ура учи –  котэ гарами дори
• Аге цуки – ура ката-ха дори
• Чоку цуки –  котэ ори дори

БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ КАЕШИ НО КАТА (НАГЕ КАЕШИ)
• О сото отоши – хики аши
• Дэ аши барай – нами аши
• Тай отоши – тоби аши
• О учи гари – аге аши
• Сеой наге – тоби гоши

БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ ОКУ НО КАТА ШОДАН (ОСАЕ ВАДЗА)
• Ваки гатамэ - Котэ маваши - Котэ гаеши - Они кудаки - Ура катаха

КАППО
• Кин катсу шодан
• Кокью катсу шодан

























НИДАН (2-й дан)

НАГЕ НО КАТА
• Гьяку гоши
• Риотэ гоши
• Ханэ гоши
• Ура гоши
• Коши гурума
• Риотэ сеой наге
• Моротэ сеой наге
• Моротэ сеой отоши

КАНСЭТСУ НО КАТА
• Котэ гаеши наге
• Котэ хинери наге
• Котэ гарами наге
• Сотомаки тэнбин наге
• Каннуки наге
• Тэнбин наге
• Кайтэн наге
• Гансэки наге

КУБИ КАНСЭТСУ НО КАТА
• Сотомаки куби гатамэ
• Гьяку куби гатамэ
• Хачи маваши

ШИМЕ НО КАТА НИДАН
• Цуккоми дзимэ
• Кэнсуи риотэ дзимэ
• Тохо дзимэ
• Ойяюби куби дзимэ
• Нукитэ

КИХОН БУКИ ДОРИ: КЭНДЗЮ ДОРИ (КИКЭН КАЙХИ)
• Хара – кэндзю отоши  дори
• Мунэ – кэндзю йоко дори
• Мэн – кэндзю аге дори

НИНИН ДОРИ
• Отоши наге
• Фумикоми наге
• Бакуро макикоми
• Бакуро нэдзири
• Тай мавари

КАППО
• Кин катсу нидан
• Кокью катсу нидан


САНДАН (3-й дан)

КОТЭ КАНСЭТСУ НО КАТА САНДАН
• Мунэ котэ гаеши
• Тэкуби отоши
• Содэ макикоми
• Эри дзюдзи
• Гьяку котэ хинери

ЮБИ КАНСЭТСУ НО КАТА САНДАН
• Юби  гьяку
• Сотомаки юби дори
• Риотэ юби наге
• Ойяюби гатамэ - ???
• Ойяюби ори

ХОБАКУ НО КАТА (ИДО ГАТАМЭ ДОРИ)
• Нинин дори рихо

• Ура ката-ха дори
• Котэ ори дори
• Удэ гатамэ (нинин дори)

БУКИ ДОРИ: КЭНДЗЮ ДОРИ
• Коши – тэнкай дори
• Хидари ваки – удэ макикоми
• Миги ваки – тэкуби дори
• Уширо атама – кугури дори
• Йокомэн – каваши дори

НИНИН ДОРИ
• Риоваки гатамэ (дзюдзи отоши)
• Риохидзи макикоми
• Риосодэ макикоми
• Гекитоцу дори
• Мавари нуки ундо

КАППО
• Кокью катсу сандан

Бушинкан дзю-дзюцу чудэн (ичи)

ХЭН НО ТЭ
(Тандэн но кимэ, кайсю но дэн)
• Айки аге
• Айки саге
• Айки сукуи
• Айки хинэри

КУЗУШИ НО КАТА САНДАН (ХАППО НО КУЗУШИ)

ХАППО НО СЮХО
(Чикара кудаки)
• Тандэн саге сюхо
• Хагай сюхо
• Кагитэ сюхо
• Санкаку сюхо
• Кудзи аши сюхо
• Кагисоку сюхо
• Агосаге сюхо
• Кубидзимэ сюхо

ЙОНДАН (4-й дан)

КОТЭ КАНСЭТСУ НО КАТА ЙОНДАН
• Гьяку котэ гаеши
• Гьякутэ наге
• Котэ макикоми (омотэ, гьяку)
• Омотэ котэ маки
• Дзюдзи готэ (омотэ, ура)

ОРИ НАГЕ НО КАТА
• Сеой кансэтсу наге
• Хиджи кимэ наге
• Гьяку тэнбин наге
• Дзюдзи тэнбин
• Карами наге

ХИССАЦУ ВАДЗА: КУБИ КАНСЭТСУ НО КАТА ЙОНДАН
• Сотомаки куби осае
• Куби аге
• Риотэ куби кансэтсу
• Гьяку хачи маваши
• Сэбонэ ори (спину пополам через спину)

КИХОН БУКИ ДОРИ: ДЗЁ ДОРИ (ДЗЮКЕН ДОРИ)
• Цуки - дзё атэ
• Цуки - ко сото барай
• Цуки - цукэ ири
• Цуки – фумикоми
• Цуки – о сото отоши

САННИН ДОРИ
• Риохидзи макикоми
• Гекитоцу дори

Бушинкан дзю-дзюцу чудэн (ни)

ТАНДЭН ДОРИ
• Цуридзао но дэн
• Каннуки но дэн
• Цурибари но дэн
• Кюсё но дэн

ГОДАН (5-й дан)

ОКУ ГИ
ГОРИН НО КАТА
• Чи – отоши ваза (о гоши – коши кудзики – йоко укеми)
• Суй – хики ваза (уки гоши – хики наге – уширо кайтэн укеми)
• Ка – оши ваза (учи мата – учи мата сукаши – тоби мае кайтэн укеми)
• Фу – мавари ваза (тай отоши – уки отоши – тоби укеми)
• Ку – ура ваза (сеой наге – нэдзи наге – уширо кайтэн укеми)

Бушинкан дзю-дзюцу окудэн (ичи)

РОКУДАН (6-й дан)

Бушинкан дзю-дзюцу окудэн (ни)






ГОШИН-ПО
Когеки вадза:
           
           Тачи вадза (атака в стойке)
1. Кататэ дори – дзёдан цуки
2. Риотэ дори
3. Риотэ дори – хиза гери
4. Мунэ дори
5. Мунэ дори – дзёдан цуки
6. Риомунэ дори
7. Риомунэ дори – хиза гери
8. Риомунэ дори – атама атэ
9. Ката дори
10. Ката дори – дзёдан цуки
11. Мае уватэ
12. Мае шитатэ
13. Куби дзимэ
14. Ками дори
15. Уширо ками дори
16. Уширо ката дори
17. Уширо ката дори – дзёдан цуки
18. Уширо риоката дори (толчек)
19. Уширо риотэ дори
20. Уширо шитатэ
21. Уширо уватэ
22. Йоко сотомаки куби дзимэ
23. Йоко сотомаки куби дзимэ – дзёдан цуки
24. Сотомаки куби дзимэ
25. Уширо куби дзимэ
26. Дзёдан цуки
27. Чудан цуки
28. Дзёдан учи
29. Чудан гери
30. Дзёдан гери

Кизаи вадза (атака на стуле)
1. Йоко когеки: ура учи
2. Мае когеки: кекоми
           
            Нэ вадза (атака сидя верхом на лежачем)
1. Дзёдан цуки
2. Куби дзимэ

            Ханми хандачи вадза (атака лежачего из стойки)
1. Чудан гери
2. Дзёдан гери
3. Отоши цуки





























ШИКЭН

Гокю
Желтый пояс: выносливость
Повторение удара и броска в нормальном темпе не менее 50 раз, страховка при падении от броска или толчка в нормальном темпе не менее 50 раз.   

Йонкю
Оранжевый пояс: скорость и скоростная выносливость
Повторение техники в течение небольшого промежутка времени максимальное количество раз.

Санкю
Зеленый пояс: координация, скорость
Выполнение техники в комбинации. Выполнение техники с усложнением (бросок с выходом на одну ногу и сохранением равновесия, бросок после акробатического упражнения, кувырок после броска с выходом в позицию в заданном направлении). Выполнение техники на высокой скорости. Выполнение нескольких одинаковых или разных технических действий за минимальный промежуток времени.

Никю
Синий пояс: сила
Выполнение приемов на партнере, превосходящем в весе. Выполнение приемов с сопротивлением, бросков на противнике низкого роста.

Иккю
Коричневый пояс: координация
Выполнение одинаковой или разной техники в разных направлениях (против 2-4 поочередно атакующих ассистентов) на высокой скорости.

Шодан-хо
Черно-белый пояс: реакция
Выполнение техники при неизвестной атаке (стоя спиной к ассистенту и поворачиваясь по команде экзаменатора).

Юданша
Черный пояс
Каждое техническое действие выполняется максимально сильно и быстро. При выполнении приемов учитывается возможность атаки второго противника. В комбинациях, паузы между техническими действиями должны быть минимальными. Особое внимание уделяется сохранению «заншин» и правильному «мэцукэ».

РАНДОРИ
Шодан шикэн: 30 минут иригуми-дзю с постоянно меняющимися противниками.

ТАМЕШИВАРИ
Шодан шикэн: 4 см тэ/аши; нидан шикэн: 5 см тэ/аши; сандан шикэн: 6 см тэ/аши

ТАНРЭН
Шодан шикэн (4 см): хара/коши; нидан шикэн: ката/ваки; сандан шикэн: удэ/сунэ



СТАДИИ ОСВОЕНИЯ БУШИНКАН ДЗЮ-ДЗЮЦУ

Используя опыт древних направлений боевого искусства, Бушинкан Дзю-Дзюцу включает в себя несколько основных ступеней овладения и осознания боевой техники: «шодэн» - первая передача знаний, «чудэн» - средняя передача знаний и «окудэн» - глубокая передача знаний. Полное овладение принципами и практикой Школы, традиционно называется «кайдэн» - полной передачей.

ШОДЭН
Первая передача
Уровень овладения базовой техникой.
Раздел «шодэн» включает овладение основными техническими приемами Бушинкан Дзю Дзюцу, простыми способами их комбинирования и реального применения в атаке и обороне. Овладение первым уровнем «шодэн» в боевом искусстве Бушинкан может быть определено, как обучение простым реакциям на простые действия и соответствует техническому уровню «шодан» - 1-й дан. На этом этапе ученик получает право носить черный пояс. Путь от белого пояса к черному символизирует заполнение изначальной пустоты знаниями и техническими навыками.
Передача «шодэн» называется «нюмон» - входные ворота, введение. Она включает в себя рекомендации по дыхательным упражнениям и начальной форме медитации, а также четкое разъяснение основных принципов выполнения основных технических действий. Кроме того получаются начальные знания по работе с жизненно-важными или болевыми точками.

ЧУДЭН
Средняя передача
Уровень овладения продвинутой техникой и вариантами её изменения.
Уровень «чудэн» предполагает спонтанное реагирование на изменяющуюся ситуацию. Демонстрируя технические разделы этого уровня, адепт Бушинкан Бу Дзюцу проводит атакующие действия, которые останавливаются или трансформируются противником. В зависимости от останавливающих или контратакующих действий противника, достигший уровня «чудэн», не останавливаясь, видоизменяет свою атаку, комбинируя, таким образом, несколько технических действий. При демонстрации техники этого уровня особенно важно показать понимание принципа «нагарэ» - возможность плавно перейти с одного технического действия на другое, подстраиваясь под движения противника. Основой этого раздела Школы является неразрывность комбинации и свободное реагирование на неожиданное изменение первоначально запланированной ситуации. Также в технический арсенал этого раздела входит большое количество контрприемов «каеши вадза», как способов защиты и противодействия различным атакам противника.
В школе Бушинкан,  достижение «чудэн» соответствует техническому уровню «йондан» - 4-й дан. На этом уровне он может носить красно-черный пояс и, после специального курса и передачи знаний, получить уровень «шихан-дай». Черная часть говорит о продолжающейся работе над техникой боевого искусства. Красная часть пояса символизирует зажженный огонь сердца, т.е. внутреннюю силу и духовность, которые начинают зарождаться на этом уровне овладения мастерством.
Передача «чудэн» называется «фудошин» - непоколебимый дух. Она включает в себя разъяснение принципов работы с центром и различные тонкости выполнения технических действий, тактические приемы, а также некоторые важные теоретические знания, включая принципы методики обучения. Кроме этого получаются более глубокие знания по работе с жизненно-важными или болевыми точками.

ОКУДЭН
Глубокая передача
Программирование противника на выполнение заданных технических действий.
Уровень «окудэн» в боевом искусстве Бушинкан предполагает умение вызвать атаку противника в определенное место или заставить его защищать определенную часть тела нужным вам образом. Неожиданное для противника раскрытие своей обороны, как правило, вызывает у него естественную реакцию атаковать "незащищенное" место. Заранее зная место атаки, и примерно представляя ее форму, достигший уровня «окудэн» может контратаковать любым простым техническим действием из арсенала Школы. Также можно сознательно создать ситуацию, при которой у противника сложится впечатление, что адепт попадается на выполнение какого либо приема. В этом случае можно отдать противнику конечность или часть тела для проведения захвата или удара или создать удобные для этого условия. Определив заранее захват или другую форму атаки, который попытается провести противник, можно использовать его в своих целях, контратакуя любой удобной в этом случае техникой.
В Школе Бушинкан, овладение «окудэн» называется «бушин» и соответствует техническому уровню «рокудан» - 6-й дан. На этом этапе он может получить титул «ренши» и красно - белый пояс, символизирующий возврат к светлому началу, данному человеку при рождении, т.е. духовное очищение и постоянно горящий внутренний огонь.
Передача «окудэн» включает в себя глубокие знания по работе с точками, ряд рекомендаций по психофизическим практикам, отдельные тонкости увеличивающие эффективность при выполнении приемов и некоторые теоретические и практические знания.

КАЙДЭН
Полная передача
Уровень полного овладения техникой, тактикой и секретами школы.
В Школе Бушинкан уровень «кайдэн» соответствует 7-му дану – «нанадан» и человек, достигший его, считается полностью постигшим боевой аспект этого вида искусства. На этой ступени он может получить титул «киоши». Мастер такого уровня, владея приёмами психофизического характера, в состоянии использовать антиципацию, отслеживает позно-тонические изменения и, кроме техники высокого уровня сложности использует различные формы вербального и невербального влияния на противника.